PayPal перешел на крипту

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
12 апреля 2021, 00:00

PayPal остается одним из лидеров финтех-индустрии. К списку традиционных сервисов добавилась возможность расплачиваться за покупки виртуальными криптовалютами

Yahoo finance
Акции PayPal показали впечатляющий рост за последний год
Читайте Monocle.ru в

PayPal предоставил своим пользователям из США возможность расплачиваться криптовалютой в магазинах, подключенных к этой платежной системе. Сервис называется Checkout with Crypto и позволяет заплатить посредством Bitcoin, Ethereum, Litecoin и Bitcoin Cash. «Впервые у вас появилась возможность расплачиваться криптовалютами таким же способом, как кредитной или дебетовой картой», — сказал агентству Reuters президент и исполнительный директор (CEO) PayPal Дэн Шульман.

Впрочем, расплачиваться можно только криптовалютой, уже находящейся на балансе кошелька PayPal, а платить с внешних криптовалютных кошельков нельзя. Более того, магазин получает оплату уже после конвертации суммы в доллары. Позже мы еще вернемся к этому вопросу, но сначала посмотрим на историю успеха компании PayPal и на то, как она сохраняет конкурентоспособность в соревновании с более молодыми финтех-проектами.

PayPal добился успеха задолго до того, как финтех вошел в моду. Термин «финтех» (FinTech) впервые попал в один из официальных английских словарей (Merriam-Webster) только в 2018 году. Активное использование этого термина широкой публикой началось после финансового кризиса 2007–2008 годов, когда начался бум инвестиций в технологические стартапы в финансовой сфере. Так что неудивительно, что PayPal описывает себя не как финтех-компанию, а как открытую цифровую платформу для проведения платежей (Open Digital Payments Platform) или как платежную экосистему.

Динозавр онлайн-платежей

PayPal появился в результате слияния компаний Confinity и X.com в марте 2000 года. Изначально Confinity разрабатывала систему переводов денег между наладонниками и владела брендом PayPal, а X.com пыталась-развиваться как полноценный онлайн-банк. В 1999 году обе компании ввязались в жесткую конкурентную борьбу за рынок онлайн-платежей (на основе e-mail) на eBay и в итоге пришли к выводу, что лучшим решением для них будет слияние.

Инвесторы и руководство компаний первоначально решили назвать объединенную структуру X.com, но потенциальным клиентам это название показалось слишком общим или даже ассоциирующимся с порнографией. Так что в 2001 году компанию переименовали в PayPal.

Первым исполнительным директором (CEO) объединенной компании был один из основателей X.com Илон Маск. Однако из-за разногласий во взглядах на дальнейшее развитие компании, а также из-за неудачного решения уйти в ответственный момент в отпуск уже через полгода его сместили с должности. Следующим директором PayPal стал один из основателей и исполнительный директор Confinity Питер Тиль, который руководил PayPal до ее поглощения корпорацией eBay в 2002 году. PayPal был частью eBay вплоть до июля 2015 года, когда снова стал отдельной компанией.

Как в бытность частью eBay, так и в самостоятельном статусе PayPal активно занимался покупкой различных платежных сервисов. Приводить полный список не будем (он довольно длинный), но упомянем приобретение в 2013 году за 800 млн долларов компании Braintree, специализирующейся на мобильных и онлайн-платежах. Что интересно, за год до этого Braintree за 26,2 млн долларов купила мобильный сервис Venmo для перевода денег напрямую между физическими лицами. Важной особенностью Venmo является интегрированная социальная сеть. Сейчас PayPal ведет переговоры о покупке с израильской компанией Curv, которая специализируется на обеспечении безопасности цифровых активов, в том числе криптовалют.

В Россию PayPal пришел в 2013 году. Лицензию получила небанковская кредитная организация «ПэйПал Ру», а сам PayPal начал проводить транзакции в рублях. В 2015 году PayPal перестал обслуживать клиентов в Крыму. В августе 2020-го прекратил внутрироссийские переводы. В качестве причины было сообщено, что прибыль PayPal по внутрироссийским операциям составила всего четыре процента. Офис компании в Москве пока сохраняется, и граждане РФ все еще могут оплачивать свои покупки в зарубежных магазинах через PayPal.

Стоит отметить, что «всего четыре процента» может быть далеко не единственной причиной ухода из России. «ЦБ сильно урезал возможности PayPal в России. Регулятор ввел запрет на внесение денежных средств на анонимные электронные кошельки на фоне желания пресечь незаконную финансовую деятельность и отмывание денег, — рассказывает директор аналитического департамента “Фридом финанс” Вадим Меркулов. — PayPal в РФ не предоставляет полного спектра услуг. В России также достаточно развита и цифровизирована банковская система, например наличествует СБП, что снижает необходимость использовать экосистему PayPal».

По данным на конец 2020 года, общее число активных аккаунтов PayPal превышает 377 млн (прирост за год — 24%). Общая сумма транзакций с использованием PayPal в 2020 году превысила 936 млрд долларов, что на 31% больше, чем в предшествующем году. Доход от основной деятельности за 2020 год составил 21,45 млрд долларов (плюс 22%). Свободный денежный поток (free cash flow — средства, потенциально доступные для выплаты инвесторам) за 2020 год составил пять миллиардов долларов (плюс 28%). На момент написания этой статьи рыночная капитализация PayPal составляла 285,8 млрд долларов.

Раньше всех захватили рынок

За счет чего PayPal продолжает сохранять свои позиции в сфере онлайн-платежей и как ему удается выигрывать у более молодых конкурентов, помимо покупки самих конкурентов?

Главное преимущество PayPal — удобство использования и простота платежей, за счет чего он способен охватить сотни миллионов человек. «Частота конверсии потенциальных пользователей на 82 процента выше, чем при других способах оплаты. PayPal конвертирует потенциальных клиентов эффективнее, чем другие цифровые кошельки, благодаря эффекту масштабирования и упрощенности процесса. PayPal выигрывает у конкурентов за счет высокой доли проникновения на рынке и предоставления беспроцентных рассрочек BNPL (buy now, pay later). PayPal также произвел революцию в денежных переводах, особенно в странах ЕС, где отсутствует система быстрых платежей; там есть только SEPA (Single Euro Payments Area, Единая зона платежей в евро. — “Эксперт”), но ее трудно назвать быстрой. В США PayPal выигрывает за счет приложения Venmo, которое позволяет переводить денежные средства (главный конкурент — CashApp от Square)», — рассказывает Вадим Меркулов.

Эффект масштаба в данном случае очень важен. «Бизнес обработки платежей и транзакций обладает высокой степенью масштабируемости. После проведения основных инвестиций в создание платежной платформы дальнейшие транзакции сопряжены с небольшими дополнительными издержками», — поясняет аналитик «Открытие Брокер» по международному рынку, эксперт «Открытие Research» Иван Авсейко.

В своей родной нише (платежи в браузере) на Западе с PayPal соревноваться довольно сложно, особенно учитывая его тесные связи с eBay. На руку играет и огромная сеть магазинов, в которых уже принимают PayPal. «Отрыв PayPal от финтех-стартапов по количеству клиентов и партнеров очень велик. К примеру, кошельки PayPal используют 346 миллионов человек, а услуги Square — 38,4 миллиона, то есть на порядок меньше, — добавляет аналитик ГК “Финам” Леонид Делицын. — У самых известных игроков индустрии BNPL, таких как шведская Klarna и австралийский AfterPay, — всего от 11 миллионов до 12 миллионов клиентов. У компании Affirm (AFRM), IPO которой с большим успехом прошло в январе, — “всего лишь” 5,6 миллиона клиентов. Это, конечно, больше, чем у многих банков. Но это меньше двух процентов от числа клиентов PayPal. Решения PayPal использует армия из 22 миллионов магазинов, а решения Square — два миллиона. С Klarna сотрудничает 235 тысяч магазинов, с AfterPay — 61 тысяча, а с Affirm — шесть тысяч. Чтобы догнать PayPal по этим показателям, нужны годы».

Стать таким большим PayPal удалось за счет того, что он пытался охватить сразу всю цепочку платежа. «PayPal не является лишь эквайером, бизнес-модель компании основана на двусторонней платформе и поддерживает отношения как с продавцами, так и с потребителями, — рассказывает Иван Авсейко. — Такой подход имеет определенные преимущества. Он сыграл свою роль в том, что PayPal смог закрепиться в отрасли обработки платежей. Наличие информации по обеим сторонам транзакции дает PayPal некоторое преимущество в борьбе с недобросовестными практиками, что было значимым фактором на заре развития интернет-платежей и остается важной проблемой сегодня».

Облака и крипта

PayPal продолжает активно развиваться, во многом, правда, за счет приобретения других компаний. «Несколько лет назад PayPal являлся безусловным лидером платежей через браузер и в меньшей степени — в платежах с мобильных устройств, которые, однако, являются одним из быстрорастущих сегментов компании, занимающим более 30 процентов всех платежей. Однако усилившаяся конкуренция со стороны традиционных платежных систем (Visa, MasterCard), производителей смартфонов, активно внедряющих токенизацию платежных карт (Apple Pay и Android Pay), и небольших, но многочисленных финтех-игроков, вынудила PayPal активно скупать небольшие компании, занимающиеся смежными сервисами. Это перевод денег PtP (Xoom), создание платежных шлюзов “под ключ” (Braintree), мобильный биллинг, — перечисляет Иван Авсейко. — Следующим шагом может быть экспансия в физический ретейл, однако это направление вряд ли станет ключевым, так как требует значительных инвестиций прежде всего в позиционирование бренда».

В этот же тренд вписывается запущенный в 2020 году сервис покупки/продажи и хранения криптовалют, а также дополнивший его новый сервис оплаты криптовалютами Checkout with Crypto. Для начала отметим, что они, несомненно, будут пользоваться популярностью. «Расширение на криптовалюты — это ответ на спрос покупателей. Компания будет всего лишь зарабатывать комиссии с транзакций клиентов, ничем не рискуя», — поясняет Леонид Делицын. Он также напоминает о результатах опросов в США, где 10% молодых получателей помощи, на которую Джо Байден собрался потратить 1,9 трлн долларов, готовы приобрести на эту помощь биткойны.

Покупка израильской Curv также усилит компетенции PayPal в сфере криптовалют. «Curv разрабатывает экосистему облачных криптокошельков, которые обеспечивают надежную защиту клиентов, а также предоставляют мгновенную доступность и полную автономию для всех цифровых активов, что указывает на желание компании диверсифицироваться в направлении криптовалют еще больше», — добавляет Вадим Меркулов.

Впрочем, во всей этой инновационной истории с криптосервисами от PayPal есть скрытая бочка дегтя. Как уже упоминалось, расплачиваться можно только криптовалютой, уже находящейся на балансе кошелька PayPal, платить же с внешних криптовалютных кошельков нельзя. Магазины получают оплату уже в долларах. Дальше еще интереснее: в PayPal нет функции криптовалютного кошелька. Своим клиентам PayPal не передает закрытые ключи (private key) для доступа к криптовалюте. После заказа на покупку криптовалюты PayPal списывает с клиента сумму в традиционной (фиатной) валюте, после чего в кошельке клиента появляется строчка с суммой в криптовалюте по объявленному PayPal курсу. Купил PayPal криптовалюту на бирже или просто записал виртуальную цифру, клиент проверить никак не может. Получается, что PayPal выступает не брокером для клиента, а максимум дилером. Более того, вывести криптовалюту с кошелька PayPal на внешний криптовалютный кошелек тоже невозможно — ее можно только продать PayPal обратно.

Получается, что все возможности совершать операции с криптовалютами в PayPal — чисто виртуальные. Это больше напоминает ценные бумаги или металлические банковские счета, номинированные в золоте или других реальных активах. Как и эти финансовые инструменты, виртуальные криптовалюты PayPal прямого отношения к оригиналу не имеют.