Экосистемы в России переживают бум. Все больше крупных игроков заявляет о создании своей экосистемы. Однако к этой бизнес-модели все больше вопросов. И, например, анализ BCG указывает, что лишь 15% из них будут жить долго
ЯРОСЛАВ ЧИНГАЕВ/ТАСС
Читайте Monocle.ru в
Это похоже на сверхмощный пылесос: крупнейшие компании безостановочно покупают и запускают стартапы, «уберизируя» все подряд. Особенно выделяется Сбер: только за неполный апрель 2021-го он отрапортовал о покупке платформы для управления онлайн-торговлей InSales, инвестициях в сервис RocketData, запуске сервиса Time2Pay для взыскания просроченной дебиторской задолженности с юрлиц и сервиса видеоконференций для бизнеса плюс создал с «Ростелекомом» СП для совместных разработок в сфере технологий идентификации.
Инвесторы и сами компании считают развитие в виде экосистем безоговорочно правильным. Но уже становятся видны очертания будущего, которое ждет экосистемы, и оно не будет безоблачным. Во-первых, в дело вступают регуляторы, которым не очень нравится создание российских вездесущих аналогов WeChat.
А во-вторых, все отчетливее проступают риски, из-за которых бизнес экосистем может оказаться вовсе не таким прибыльным, как кажется.
ЦБ на страже
Банк России в апреле представил для общественных консультаций доклад «Экосистемы: подходы к регулированию». Регулятор призывает обсудить все, что касается экосистем, перед тем как начнет разрабатывать конкретные меры.
Интерес ЦБ к этому вопросу понятен. Во-первых, в России, в отличие от других стран, ведущие экосистемы часто развиваются не на основе ИТ-гигантов (Google, Amazon), а на основе финансовых институтов (Сбер, «Тинькофф»); впрочем, постепенно подтягиваются и отечественные технологические компании («Яндекс», Mail.ru Group). Во-вторых, финансовые сервисы являются неотъемлемой частью экосистем (см. «Как выглядят экосистемы в России»). «Экосистемы, безусловно, привлекательны для клиентов, они дают возможность получать в одной среде, одном приложении почти все, что нужно человеку каждый день, — рассказала в начале этого года в одном из своих выступлений глава Банка России Эльвира Набиуллина. — Но мы понимаем, что экосистемы таят и свои риски: банки инвестируют средства вкладчиков в новые бизнесы, в свою экспансию. Отдача от этих бизнесов может быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк. Другой вызов со стороны экосистем — это возможности для злоупотребления доминирующим положением, причем не только на рынке финансовом».
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.
Соцсети переполнены видео об одиночестве, охватившем мир. Новые поколения (возможно, скорее по привычке) обвиняют в том, что они не умеют строить отношений — ни романтических, ни дружеских, и все это удачно списывается на уход в онлайн и травму от ковидной изоляции. Так в чем проблема ― в том, что «эпидемия одиночества» просто хайповая тема или близкие отношения и брак действительно ускользают от современного человека, как бы он ни пытался к ним приблизиться? Со всеми этими вопросами мы обратились к Евгении Смоленской, клиническому психологу, семейному и когнитивно-поведенческому терапевту.
0.00 Вступление
02.10 О чем говорит статистика
08.30 Почему государства объявляют эпидемию
17.00 Женская и мужская природа
22.40 Рынок предложения и спроса женихов
25.00 Есть ли проблема новых поколений
30.00 Будут ли наши дети страдать
39.00 Что случилось с «лестницей доступности»
45.00 Для отношений придется личностно состояться
56.00 Современные нормы против природы?