В текущем году продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) превзошли даже самые оптимистичные ожидания: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первого квартала 2021 года, спрос на такую технику подскочил на целых 26% по сравнению с первым кварталом 2020-го — до 3600 единиц. В последние месяцы со складов стремительно исчезают экскаваторы, погрузчики, тракторы, самосвалы, грейдеры и прочие типы строительных машин.
Впрочем, продажи ДСТ поступательно прирастают уже шестой год после драматического обрушения в 2015‒2016 годах. Те времена участники рынка вспоминают как страшный сон: после кризиса 2014 года продажи рухнули более чем вдвое — с 14 тыс. единиц в 2014-м до 6200 и 6000 в 2015-м и 2016-м. Начиная с 2017 года рынок ДСТ пытается отыгрывать столь жесткий провал: в 2017-м он отскочил от дна на 46% (до 9000 единиц), далее в течение двух лет прирос еще более чем на треть — до 13,7 тыс. в 2019 году. И даже в сложном 2020-м он оказался пусть в небольшом, но все же в плюсе (см. график 1). Развитие ситуации в этом году в целом предсказать пока сложно: все будет зависеть от того, примет ли правительство решение повысить утилизационный сбор, что кардинально повлияет на расклад сил на рынке.
Стройка подпитывает спрос