Облачное подразделение Сбера SberCloud в ходе SmartDev объявило, что выходит на розничный рынок, при этом при регистрации в личном кабинете частный разработчик получает грант в размере 10 тысяч рублей, который может потратить на использование сервисов SberCloud.Advanced. А Герман Греф добавил, что в ближайшее время начнется создание второго суперкомпьютера, так как построенный полтора года назад «Кристофари» загружен на 75% и на него постоянно стоит очередь из внутренних и внешних клиентов.
Но главная цель конференции — привлечь разработчиков на облачную платформу SberCloud и платформу для разработки приложений для умных устройств Сбера и виртуальных ассистентов SmartMarket. Смысл в том, чтобы айтишники, команды и «одиночки», генерировали как можно более значительный объем приложений, которые потом можно будет включать в «Сбербанк-онлайн» и виртуальные ассистенты Сбера, живущие в других устройствах и продуктах.
Первые лица Сбера принципиально не называют никаких финансовых показателей, касающихся технологического блока: ни инвестиций, ни рентабельности, текущей либо ожидаемой, ни целевых показателей по выручке — ничего. Однако для смены ориентации с финансовой на технологическую у Сбера действительно есть бизнес-причины.
Во-первых, капитализация у технологических компаний традиционно выше, чем у банков. Последовательно позиционируя себя именно как «тех», Сбер, в капитале которого более 40% принадлежит нерезидентам, и правда имеет хорошие шансы с помощью относительно небольших инвестиций существенно повысить свою ценность в глазах рынка.
Во-вторых, скорость роста бизнеса и рентабельность. Спрос на облачные решения в России сейчас колоссальный: тот же «Кристофари» у Сбера вопреки всем прогнозам окупился, как заявил на SmartDev Давид Рафаловски, меньше чем за 18 месяцев. К тому же государства берут курс на все более жесткое регулирование транснациональных «техов» — например, на днях в Госдуму внесли законопроект, обязывающий международные ИТ-компании открывать свои представительства в России. «Технологизированный» Сбер может и тут оказаться в выигрыше — став для них российским партнером, как стал им для Microsoft. На той же SmartDev было объявлено о партнерстве SberCloud и принадлежащей Microsoft GitHub, ведущей мировой платформы для разработки программного обеспечения. GitHub и SberCloud вместе запустят администрируемый на стороне провайдера облачный сервис для использования GitHub корпоративными клиентами в России — это важно, чтобы данные хранились «поближе» к бизнесу, который эти данные использует, пояснил Давид Рафаловский.
Ну и наконец, став «техом», Сбер сможет повысить свои комиссионные доходы. Дело в том, что подписка на «СберПрайм» позволяет получить как можно больше от сервисов и устройств Сбера. И в этом тоже есть бизнес-логика: притом что у Сбера более 100 млн клиентов, возможность этой клиентской базы генерировать существенные процентные доходы — то есть от выданных им кредитов — не безгранична. Значительная часть клиентов — это пенсионеры, те, кто получает на карту Сбера разные социальные выплаты или держит ее про запас, потому что иногда возникает необходимость в ней. Но апгрейд обычного домашнего телевизора через SberBox, подключение к нему домашней техники, датчиков на трубах и т. д. за небольшую ежемесячную плату может оказаться интересным большому числу не самых богатых клиентов Сбера. А там будет проще затянуть их и в другие сервисы экосистемы.