Идеология устойчивого развития заложена еще в 1972 году в докладе Римского клуба — международной организации, продвигающей идеи гармонизации отношений человека и природы. Она предполагает, что каждое поколение должно потреблять такое количество ресурсов, которое не будет вызывать проблемы у тех поколений, которые придут после нас.
«Если речь идет о ПВХ-профилях, из которых выпускаются, как принято называть “в народе”, пластиковые окна, то этот материал изначально создавался и разрабатывался для замены погонажа древесины при изготовлении оконных и дверных конструкций, чтобы тем самым сохранять больше живых деревьев. Жесткий ПВХ, на основе которого производятся ПВХ-профили, не выделяет ничего, что представляло бы опасность для здоровья человека или окружающей среды. Важно подчеркнуть, что в процессе производства оконных ПВХ-профилей никаких выбросов диоксида углерода (CO2) и метана (CH4), вызывающих появление углеродного следа, нет», — говорит генеральный директор VEKA Rus Андрей Таранушич и добавляет, что ПВХ, как и изделия из него, могут быть подвергнуты вторичной переработке.
Рециклинг профиля
Использование полимеров в строительстве снижает экологическую нагрузку; кроме того, окна помогают сократить расход энергоресурсов для поддержания комфортной температуры в помещении в любое время года.
«В летний период мы, потребители, можем экономить электроэнергию, поскольку из-за хорошей изоляции помещений после установки герметичных окон отпадает необходимость в частом использовании кондиционеров, а зимой качественные окна позволяют сократить расходы на отопление до 30 процентов. Чем меньше расходуется энергии на отопление, тем меньше потребность в тепловой генерации, которая является главным экологическим риском в сегодняшнем обществе», — рассуждает Андрей Таранушич.
ПВХ — это материал, который можно использовать повторно и многократно для изготовления изделий, например ПВХ-профилей, ничем не уступающих по качеству профилям из первичного материала. Отчасти за счет этого на производстве VEKA действует полностью безотходный цикл: ПВХ-профили, которые по каким-то причинам не могут покинуть предприятие, перерабатываются в качественный гранулят.
«При производстве нашего продукта мы применяем все передовые технические возможности и некоторые сырьевые материалы получаем в больших объемах без дополнительной упаковки — например, сырье из специальной транспортной цистерны перекачивается сразу в хранилище. Для охлаждения в процессе экструзии профиля необходима вода — мы единоразово берем чистую артезианскую воду из скважины и затем эту же воду возвращаем в бассейны, после чего она используется снова и снова. Все ресурсопотребление, которое у нас есть, возобновляемо», — уверяет Андрей Таранушич.
Замкнутый контур
Важная проблема России — переработка окон, вышедших из употребления: таких заводов в России попросту нет. Андрей Таранушич объясняет это тем, что сейчас у людей все еще есть возможность вынести старое окно на свалку. К сожалению, ситуацию можно изменить только на общегосударственном уровне. И если этого не сделать, в скором времени вышедшие из употребления пластиковые окна окажутся на мусорных полигонах: срок службы окна — 30–50 лет, а первые пластиковые окна в России начали устанавливать в начале 1990-х. И скоро эти окна начнут подходить к стадии своего естественного технологического износа. Пластиковое окно — многосоставный материал, в котором есть каучуковые уплотнения, металлические армирующие усилители, фурнитура. Чтобы его переработать, сначала все это нужно разделить. Это сложная технология промышленного масштаба. Заводов, занимающихся утилизацией окон, в России нет, так как нет выстроенного механизма, обеспечивающего такой завод достаточным объемом сырья.
В Европе именно VEKA стала разработчиком технологии переработки старых пластиковых окон и первой внедрила ее в 1993 году на специально построенном предприятии в Тюрингии VEKA UT. На сегодняшний день эта дочерняя компания концерна VEKA уже имеет три производственные площадки в Западной Европе для переработки старых оконных и дверных конструкций в рециклят — в Германии, Франции и Великобритании. «Первоначально целеполаганием проекта было снятие претензий к пластиковым окнам со стороны природоохранной общественности. Мы хотели показать пример, как избавить среду от нагрузки, связанной с использованием полимеров. Но с течением времени оказалось, что проект может быть коммерчески успешным», — рассказывает г-н Таранушич.
Перспективы у оконного рециклинга в России хорошие, однако должны сойтись несколько условий: у людей не должно быть возможности выбрасывать пластиковые окна на свалку, а к отслужившему оконному пластику надо относиться не как к крупногабаритному мусору, а как к источнику ценного сырья. Тогда технология рециклинга таких изделий станет востребованной и отслужившие свое пластиковые окна не будут отправляться на мусорный полигон, а дадут жизнь новому материалу.
В VEKA Rus не стали ждать, пока для внедрения природосберегающих технологий в России наступят благоприятные времена, и уже сейчас реализовали важный проект по сбору технологических остатков профилей с производств партнеров (компаний, которые производят ПВХ-окна) и их переработке во вторичное сырье, чтобы использовать его при производстве новых профилей.
«Мы считаем, что экологическая ответственность производителя не должна ограничиваться каким-то одним направлением, она включает в себя все стороны деятельности компании, но прежде всего это дружественный окружающей среде продукт, помогающий экономить природные ресурсы на всех этапах своего жизненного цикла, — считает генеральный директор VEKA Rus. — Убежден, что со временем такое отношение к экологии станет нормой, в том числе в сфере переработки полимеров». Практика VEKA во всем мире показывает, что это возможно.