Капитализм, устоявший в схватке с социализмом, длившейся на протяжении всего XX века, сейчас подвергается новым испытаниям. Ему удалось расширить территорию устойчивого экономического благополучия для как можно более широкого числа своих приверженцев, но он так и не сумел решить неисчислимые экологические проблемы, увеличивающиеся с экономическим ростом. И если когда-то их можно было просто не замечать, то теперь, когда население Земли приближается к восьми миллиардам человек, губительные последствия беспощадной эксплуатации стали слишком очевидны для всех. Ребекка Хендерсон не ставит под сомнение основную максиму капитализма: «Единственная цель, к которой мы стремимся, — максимизация прибыли». Она всего лишь призывает научиться видеть будущее дальше срока представления годового отчета акционерам и понять, как извлечение сиюминутной прибыли в долгосрочной перспективе может обернуться убытками.
Автор приводит в пример крупнейшую американскую угледобывающую компанию Peabody Energy: отгрузив 186,7 млн тонн угля, три года назад она получила совокупный доход 5,6 млрд долларов, который впоследствии обернулся тридцатью миллиардами расходов, вызванных медицинскими и климатическими проблемами, в свою очередь спровоцированными сжиганием угольного топлива. По ее оценке, каждое угледобывающее предприятие генерирует куда больше убытков для общества, чем доходов. Расхожий пример основоположника современной экономической теории Адама Смита, который в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» писал о булочнике, пекущем хлеб не ради общественного блага, а в своих корыстных интересах и тем не менее это самое общественное благо производящем, уже не работает. Современные булочники производят хлеб, в котором их прибыль с помощью всевозможных ухищрений достигает максимума, тогда как «общественное благо» сводится лишь к чувству кратковременного насыщения у потребителя этого продукта и крайне сомнительным последствиям для его здоровья.
«Ключевые вопросы переосмысления капитализма в итоге можно решить только путем ограничения власти бизнеса. Однако мы так искренне соглашаемся с максимизацией акционерной ценности почти любой ценой — и вслед за этим систематически обесцениванием государство, — что во многих странах государственные институты в настоящее время плохо приспособлены держать рынки в узде. Средства массовой информации подвергаются постоянным нападкам, выходит из моды сама идея демократии»