После сокращения поставок из Китая в России активизировалось производство субстанций для лекарств. Для создания полноценной компонентной индустрии в фарме потребуются огромные инвестиции, адекватное госрегулирование и вовлечение в процесс крупных химпредприятий
В России собственное производство субстанций
в три раза меньше импорта
Во время пандемии мировая фармотрасль, в которую давно встроена Россия, осознала свою зависимость от поставляемых Китаем субстанций (действующее вещество в лекарстве) и компонентов для них. После закрытия на карантин ряда китайских заводов по производству фармсубстанций в мире возник их дефицит и, как следствие, дефицит ряда лекарств. Сейчас поставки возобновлены, но дефицит субстанций сохраняется из-за закрытия Китаем выпускающих их заводов в связи с экологическими проблемами.
В Европе и США ведущие фармпроизводители активно ищут альтернативных поставщиков субстанций и разрабатывают проекты развития собственного производства. В России зависимость от импортных субстанций достигает 96%. Столкнувшись с их дефицитом в пандемию и понимая будущее снижение предложения, правительство с этого года задумалось о создании преференций для производителей субстанций. Речь пока идет о налоговых преференциях и преимуществах при госзакупках для компаний полного цикла (по правилу «второй лишний»), то есть делающих лекарства из российских субстанций. Отчасти в связи с этим немногочисленные российские производители субстанций ощутили рост спроса со стороны фармпроизводителей, в том числе иностранных, и активно расширяют свои производственные мощности.
Китай преподал урок
Объем глобального рынка активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) составляет 170 млрд долларов в год. Сейчас на нем доминирует Китай, который производит до 30% активных фармацевтических субстанций (около трех миллионов тонн), из которых мир делает лекарства и более 80% компонентов для них. Последних — сотни наименований, но базовыми для них являются углерод, азот, водород, кислород и различные кислоты. Так сложилось, что европейские страны в прежние годы отказывались от производства компонентов для фармсубстанций вслед за ужесточением экологических требований, отдавая эту нишу Китаю. Соответственно, где производят компоненты, там дешевле получается и субстанция — в Китае. Гром грянул в разгар пандемии, когда в феврале прошлого года фармпредприятия в Китае стали массово закрываться на карантин, объем экспорта китайских субстанций относительно января упал на 45% в натуральном выражении и на 44% — в денежном. Большинство фармкомпаний обычно имеют запас на полгода-год, но все дружно осознали, что ситуация может затянуться на неопределенный срок, поэтому предпочли сделать дополнительные запасы, как только Китай «открыл ворота». В результате экспорт субстанций из Китая во все страны по итогам года вырос почти на треть от обычного.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.