Белорусские власти нашли, как им казалось, элегантный способ задержать основателя оппозиционного телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича и его девушки, российской гражданки Софии Сапеги. Самолет ирландской авиакомпании Ryanair, совершавший рейс из Греции в Литву, следовал через воздушное пространство Белоруссии и был посажен в аэропорту Минска под предлогом того, что получено сообщение о минировании авиалайнера. На перехват гражданского самолета был направлен истребитель Миг-29, который должен был, по версии белорусских властей, помочь экипажу попавшего в беду пассажирского самолета, а по версии оппозиции — заставить экипаж лайнера изменить курс. Судя по геолокации самолета, Ryanair на момент перехвата находился около белорусско-литовской границы и для «возвращения» в Минск ему пришлось проделать более долгий путь, чем если бы он совершил запланированную посадку в Вильнюсе. С обоснованием сообщения о бомбе получилось еще хуже: белорусские власти заявили о предполагаемом минировании самолета палестинским движением «Хамас». В ответ движение попросило Минск не вмешивать его в историю с самолетом. Заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко, что сообщение о минировании было получено из Швейцарии, тут же опровергли швейцарские власти. Затем Лукашенко заявил, что самолет Ryanair после сообщения о бомбе не приняли Вильнюс, Варшава, Львов и Киев. Однако быстро выяснилась, что экипаж самолета не просил там посадки, поскольку не знал ни о какой бомбе. Далее последовало заявление Лукашенко об имевшей место угрозе для АЭС со стороны самолета Ryanair.
Ryanair продолжил свой путь без шести пассажиров: двух задержанных и четырех белорусов, которые, очевидно, решили, что без Протасевича и Сапеги им в Вильнюсе делать нечего. Против Протасевича в Белоруссии было давно выдвинуто обвинение в организации массовых беспорядков. Однако «светлый образ» юноши, который боролся с властью пером и бумагой, оказался испорчен появившимися фотографиями, где он с оружием в руках в составе украинского националистического батальона «Азов». Однако этот факт вызывает больше вопросов к Лукашенко, нежели чем к Протасевичу: почему до возникновения массовых протестов в Белоруссии арестовывали исключительно добровольцев, воевавших на стороне ДНР и ЛНР, а «азовцы» спокойно разгуливали по улицам столицы?
Принудительная посадка в Минске белорусскими властями самолета, совершавшего рейс из Афин в Вильнюс, и задержание двух пассажиров вызвали общемировое политическое цунами. Последовал ряд жестких заявлений руководства большинства государств Евросоюза, Великобритании и США, а саммит лидеров стран ЕС изменил повестку встречи ради обсуждения случившегося. Председатель Европейского совета Шарль Мишель назвал посадку самолета «неприемлемой, шокирующей и скандальной», а председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен охарактеризовала произошедшее как угон самолета. В итоге ЕС принял решение запретить белорусским авиакомпаниям совершать полеты над своей территорией и рекомендовал перевозчикам из ЕС не летать над территорией Белоруссии. Украина также приняла решение прекратить авиасообщение с Белоруссией.
Недавний вооруженный конфликт Израиля и Палестины, пожалуй, вызвал у лидеров Запада меньше эмоций, чем инцидент с самолетом авиакомпании Ryanair. Причем западных лидеров шокировал не сам факт задержания и обыска иностранного самолета, поскольку они и сами не брезгуют такими методами: в 2013 году власти Австрии, несмотря на дипломатический иммунитет, обыскали самолет президента Боливии Эво Моралеса в поисках Эдварда Сноудена. В поведении Белоруссии мировых лидеров шокировало вопиющее нарушение неписаной субординации.
Ранее в мире кто-то поддерживал, а кто-то осуждал решения США арестовать и судить руководителя Панамы Мануэля Норьегу или президента Ирака Саддама Хусейна, но никого эти действия не удивляли. Поступок Белоруссии — это как если бы, скажем, Панама решила арестовать президента США и судить его у себя. При этом никого не волновало бы, виновен американский лидер или нет: просто небо упало бы на землю на глазах у изумленной публики. Посадка самолета в Белоруссии и реакция на произошедшее в мире, словно рентген, показали «скелет» мирового устройства. На получившемся снимке единых принципов международного права не обнаружено. Этот главный на первый взгляд элемент мироустройства является, скорее, предметом туалета, призванным скрывать под собой неприглядную для современного цивилизованного обывателя, древнюю, как мир, борьбу стран за место под Солнцем.