После десяти лет мытарств, бесконечных правительственных и экспертных обсуждений, президент Турции Реджеп Эрдоган дал старт строительству нового канала «Стамбул», соединяющего Черное и Мраморное моря. «Канал “Стамбул” станет творением, которое утвердит независимость и суверенитет Турции», — заявил он, выступая в Президентской национальной библиотеке в Анкаре.
Новая искусственная водная артерия станет альтернативой проливу Босфор. Большую часть проекта власти намерены закончить к столетию республики (29 октября 2023 года). По его маршруту также планируется построить десять новых мостов и заложить новый город с численностью населения 500 тысяч человек.
Однако планы строительства не первый год вызывают серьезные споры в турецком обществе, многие ставят под сомнение обещания «золотых гор» от использования канала. Кроме того, проект вызовет геополитический кризис, так как снижает значимость конвенции Монтре, регулирующей проход судов через Босфор и Дарданеллы.
Если планируемый канал «обойдет» действие конвенции, это позволит турецким властям по своему усмотрению пропускать в акваторию Черного моря крупные военно-морские суда НАТО (например, авианосцы) на длительный период. Что напрямую угрожает безопасности России.
«Сумасшедший проект» Эрдогана
Новый стамбульский канал, по всей видимости, станет последним в череде масштабных инфраструктурных проектов Эрдогана, начатых в 2013 году. Тогда правительство объявило о грандиозных строительных работах общей стоимостью 200 млрд долларов на десять лет. В список уже завершенных мегапроектов вошли один из крупнейших в мире аэропортов, железнодорожные и автомобильные туннели под Босфором и крупнейший в мире подвесной мост, соединяющий Европу и Азию. Еще один межконтинентальный мост — через Дарданеллы — планируется открыть в следующем году.