Можно ли перейти из догоняющих в лидеры

26 июля 2021, 00:00
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

По технологической и экономической значимости роль автопрома для мировой экономики часто сравнивают с военно-промышленным комплексом. Но в отличие от военной техники Россия пятнадцать лет назад решила развивать производство личных транспортных средств в тесной коллаборации с мировыми автогигантами.

Увы, развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует мировые автомобильные концерны. В начале 2000-х они рассчитывали, что продажи новых машин в РФ станут первыми в Европе, взлетев выше трех миллионов единиц в год. В реальности же оказалось вдвое меньше.

Не радует оно и потребителей. Иначе откуда бы взяться стойкому, практически трехкратному превышению оборота рынка машин с пробегом над продажами новеньких авто? Такой дисбаланс означает лишь одно — отсутствие на первичном рынке сегмента бюджетного, по цене сопоставимого с чистой средней годовой зарплатой — чуть более полумиллиона рублей), но надежного и безопасного автомобиля. К сожалению, такая задача в государственной стратегии развития отрасли даже не ставится, а АвтоВАЗ, некогда законодатель мод в бюджетном сегменте, под руководством мажоритарного собственника компании Renault, демонстрирует явный дрейф в сторону более комфортных, но и более дорогих автомобилей, к тому же переводимых на единую международную платформу с постепенным отказом от моделей, выпускаемых на отечественных платформах.

Стоит признать, что в России провалилась идея трансфера технологий — в отличие от Китая, где мировые автогиганты в принудительном порядке вынуждены были создавать совместные предприятия с местными компаниями, и вот сейчас китайские автопроизводители вполне научились делать машины самостоятельно, внушительно наращивая продажи, в том числе на российском рынке.

Как быть с избыточными мощностями, которые были созданы в розовых очках? Тут ведется жаркая полемика. Одни компании, например GM, панически бросают свои заводы в РФ, за бесценок продавая конкурентам. Другие (Hyundai–Kia, Volkswagen и пр.) стоят на своем, терпеливо развивая производственные мощности и выполняя требования по локализации.

Сейчас в стратегии иностранного автопрома в России наметилось два разных подхода. Одни компании делают ставку прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса, сохраняя убежденность, что продажи на российском авторынке в ближайшие годы все же поедут вверх. Но есть корпорации, которые принимают решение сделать в России на базе своих производственных мощностей экспортные площадки, ориентированные в первую очередь на зарубежные поставки. Заявления о приверженности такой стратегии прозвучали на прошлой неделе, в частности, на калужском заводе «ПСМА Рус», который теперь контролируется недавно рожденным глобальным альянсом Stellantis. В пользу такой стратегии говорит растущая выгода производить автомобили в России, где зарплаты механиков в валютном исчислении уже в два с половиной раза ниже, чем в Китае, и в пять с половиной раз — чем в Германии. К тому же в развитых странах продолжает набирать обороты электрификация частного транспорта, для производства которого необходимо высвобождение производственных мощностей в Старом Свете.

Впрочем, развитие рынка электрокаров может изменить все. Здесь компетенции традиционных автопроизводителей с оттачиваемыми десятилетиями технологиями выпуска таких важных элементов конструкции, как двигатель внутреннего сгорания или коробка передач, не столь важны. Российским инженерам будет вполне под силу создавать конкурентные электрокары, внедряя в них свои инновации в плане конструкции, например, электромоторов или оптимизации работы аккумуляторных батарей.

Не говоря уже о потенциале реализации имеющихся отечественных заделов в части водородного транспорта — как при создании водородных топливных элементов для аккумуляторных батарей электрокаров, так и для силовых установок автомобилей будущего, работающих непосредственно на водороде.

Серьезные заделы, причем сразу у нескольких конкурирующих российских команд, есть и в части технологий беспилотной мобильности. Так что на новом витке развития дорожного транспорта России вполне по силам побороться за лидерство.