Двенадцатого августа американский Департамент сельского хозяйства (USDA) в своем очередном отчете понизил прогноз урожая пшеницы в России на беспрецедентные 12,5 млн тонн, до 72,5 млн тонн. Поскольку Россия является важным игроком на мировом рынке и весь зерновой мир ориентируется на публикуемый USDA отраслевой баланс, на следующий же день фьючерсы на пшеницу, а за ними и мировые цены на пшеницу подскочили сразу на 15–20%.
«72,5 миллиона тонн — это безумная цифра, которая непонятно откуда взята» — самый добрый комментарий, который звучал в последние дни в адрес USDA. Российский Минсельхоз решил проигнорировать американские данные и остался при своих планах — 81 млн тонн. Российские аналитики тоже рассчитывают на больший урожай: по данным «Совэкона», в стране соберут около 76 млн тонн пшеницы.
Тем не менее маховик цен был запущен. На прошлой неделе американская и европейская пшеница преодолела психологический барьер 300 долларов за тонну (впрочем, в истории уже бывали такие случаи, например в 2017 году, а в сезоне 2012/13 цены доходили до 360 долларов), а российская пшеница вплотную к нему приблизилась. По данным «Совэкона», цена российской пшеницы на новости о снижении объемов производства увеличилась на 18%, до 286 долларов за тонну. «За день до выхода отчета обсуждал с фермерами покупку тонны пшеницы за 15 500 рублей, а на следующий день после выхода отчета цена уже стала 16 500!», — говорит трейдер из компании «Русгрейнтрейд». До конца прошлой недели заинтересованные игроки на рынке пытались удержать планку, ориентируясь на 290 долларов за тонну и выше. Состоявшийся на прошлой неделе египетский тендер GASC (он задает некий ценовой ориентир для стран-экспортеров из черноморского бассейна) зафиксировал этот новый ценовой всплеск. Россия вышла с предложением 317 долларов за тонну с отгрузкой в Новороссийске, но по большему числу заявок проиграла румынам и украинцам, предложившим цены чуть ниже 300 долларов за тонну, которые, впрочем, тоже были на 30–34 доллара выше, чем на предыдущих торгах.