Хотя медицинские успехи в борьбе с пандемией COVID-19 пока не окончательны и далеко не фронтальны, мировая экономика демонстрирует явные признаки восстановления. Последний прогноз МВФ оценивает прирост глобального ВВП по итогам 2021 года в 6% после масштабного сжатия на 3,3% в 2020 году.
Однако темпы экономического роста, как и успехи в борьбе с инфекцией, распределены по странам крайне неравномерно. Наибольший ущерб получили те экономики, которые в значительной степени зависят от туристической отрасли и производства сырья. Что еще более важно, вплоть до достижения глобального коллективного иммунитета сохраняется риск новых волн COVID-19, и, если они нахлынут, это неминуемо застопорит экономический рост.
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность глобального контекста, Китай сегодня является одним из локомотивов экономического восстановления, продолжая продвигать свою амбициозную трансграничную инфраструктурную инициативу Пояса и Пути (ИПП). Главная миссия ИПП, стартовавшей в 2013 году и рассчитанной на перспективу до 2049 года, — стимулирование экономического развития и межрегиональной связности стран, в нее вовлеченных (подробнее об ИПП мы рассказывали в прошлой колонке, см. «Инициатива Пояса и Пути: Китай перестраивается», «Эксперт» № 26 за 2021 год). Учитывая глубокое влияние COVID-19 на мировую экономику, сейчас самое подходящее время для изучения воздействия пандемии на ИПП.
Самым непосредственным образом COVID-19 нанес серьезный удар по казавшимся безграничными возможностям Китая финансировать инфраструктурные инвестиционные проекты в развивающихся странах. Безусловно, китайская экономика на удивление хорошо перенесла COVID-19, оставшись единственной среди крупнейших в мире, сохранившей положительные темпы роста в 2020 году (2,3%). Одним из факторов успеха стало то, что Китаю удалось не допустить второй и третьей волн эпидемии. Более того, если верить свежим прогнозам МВФ, китайскую экономику ожидает мощный взлет как в 2021 году (на 8,4%), так и в 2022-м (+5,6%). Учитывая столь значительную устойчивость китайской экономики, можно было бы предположить интенсивный подъем инвестиций в рамках ИПП, как будто пандемии вообще не существует.