Ростом эмоциональных покупок отметили российские потребители выход из ковидных ограничений. В первую очередь это коснулось рынка одежды, где потребительские расходы в первом полугодии в два-три раза превзошли прошлогодние. И представители одежных компаний также заявляют о росте продаж. «Рынок восстанавливается после кризиса. Новый сезон на рынке одежды начался достаточно активно. В сентябре прирост в продажах составляет десятки процентов по сравнению с сентябрем прошлого года», — говорят они.
В принципе это ожидаемый тренд: люди устали от ограничений и хотят себя чем-то порадовать. Однако у него есть две важные составляющие: покупатели возвращаются в офлайн (трафик в торговых центрах по большей части восстановился); кроме того, резко возрос интерес к отечественным брендам одежды — сегодня это самый быстрорастущий сегмент в одежной индустрии. В торговых центрах после пандемии новые магазины в основном открывают российские фэшн-компании.
Пальто вместо отпуска
По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, итоги первого полугодия на одежном рынке выглядят весьма оптимистичными после кризиса 2020-го (российский фэшн-рынок сократился в рублях на 17%, а в долларах — на 25%). Более того, по мнению г-жи Лебсак-Клейманс, весной этого года на фэшн-рынке наблюдался даже тренд перерастрат — эффект отложенного спроса, дающий непредсказуемые скачки продаж. В целом, по данным Росстата, в первом квартале россияне увеличили траты на одежду и обувь в два с половиной — три раза: если в 2020 году на фэшн-товары выделялось 6–7% бюджета домохозяйства, то в 2021-м траты выросли до 11–16% (усредненный норматив трат на одежду внутри потребительской корзины составляет до 6–7%).