Повышение ставки — важный фактор риска для американской экономики и американских акций. Во-первых, инвесторам не остается ничего иного, кроме как вкладываться в акции, раз ставки на облигационном рынке близки к нулю или, в случае госбондов США, отрицательны. Во-вторых, компании привыкли, что денег много и они дешевы, а значит, при желании всегда можно занять. Рост ставки даже до 1% может отправить в дефолт слишком беспечные компании — и одновременно обвалить фондовый рынок, потому что инвесторы, почуяв опасность, начнут перекладываться из акций в облигации.
Однако в текущей эйфории участники рынков, похоже, считают, что до 2023 года еще полно времени. Индексы США слабо отреагировали на заседание ФРС, а после него принялись расти. Это связано с тем, что Федрезерв продолжает скупать казначейские и ипотечные облигации на 80 и 40 млрд долларов в месяц, что фактически означает вливание 120 млрд долларов в финансовую систему ежемесячно. Конкретную дату, когда эта скупка начнет сокращаться, глава ФРС Джером Пауэлл так и не назвал. То есть игроки не видят никаких причин для прекращения роста индексов — ведь он полностью базируется на увеличении баланса ФРС и после пандемии принял просто-таки угрожающие размеры (см. график 2).
Остается добавить, что все больше экономистов предупреждают: кажущаяся управляемость финансовой системы США может разлететься вдребезги в момент. Например, если еще до планового повышения ставок компании столкнутся с невозможностью рефинансировать свои долги, — потому что при сочетании высокой инфляции (5,3% на сегодня) с низкими ставками инвесторы перестанут давать им в долг. «Вылечить» это понижением ставок ФРС не сможет: они уже на нуле. И есть вероятность, что вливанием новых триллионов тоже «вылечить» не получится: финансовая система США имеет шанс войти в невиданный до сих пор штопор из-за сочетания неукротимой инфляции, сверхнизких ставок и кризиса доверия к долгам. Предсказать поведение рынков акций в таких условиях нельзя: они могут как рухнуть, так и улететь к новым максимумам.