С тех пор как началась — и пока даже не думает заканчиваться — пандемия, международная торговля продемонстрировала такую нестабильность и уязвимость, какой трудно было ожидать до 2020 года. Мы стали свидетелями разнообразных примеров задержки и даже полного паралича поставок в странах-производителях вследствие локдаунов, связанных с COVID-19. Обнаружились узкие места и в логистике, причем вовсе не связанные с коронавирусом. История контейнеровоза Evergreen, перекрывшего Суэцкий канал, напомнила нам, что перевозка грузов сопряжена со значительными рисками. В настоящее время европейские автомобильные заводы работают с перебоями из-за глобального дефицита поставок крошечных, но критически важных комплектующих — полупроводников.
Хотя эти события показывают нам, что в международной торговле существуют значительные риски, глобальные цепочки создания стоимости во время пандемии в целом работали довольно хорошо: Китай смог быстро расширить производство масок для лица и обеспечить их доставку по всему миру. Есть аналогичные примеры для других продуктов, имеющих отношение к COVID-19. Кроме того, мы должны иметь в виду, что проблемы с доставкой были скорее проблемой быстро растущего спроса, а не провалов предложения (хотя мы все еще называем это «нехваткой предложения»). Тем не менее ведение бизнеса в международной торговле, скорее всего, станет более хрупким и нестабильным, чем безопасным. В конце концов, сокращение поставок также может быть вызвано геополитической напряженностью (например, между США и Китаем, а теперь еще США втянули в антикитайский альянс AUKUS Соединенное Королевство и Австралию), стихийными бедствиями либо предрекаемой климатической катастрофой.
В недавно опубликованном отчете мы с коллегами из Венского института международных экономических исследований подсчитали, что 435 из 4706 продуктов, торгуемых в мире, могут считаться рискованными. На эти товары приходится около 25% стоимости мировой торговли.
Продукт классифицируется как уязвимый или подверженный риску перебоев в поставках, когда данные о торговле им показывают структурные недостатки. Структурной слабостью является ситуация, например, когда продукт производится и экспортируется только одной страной или небольшим числом стран. И когда одна из этих стран внезапно лишается возможности экспортировать свою продукцию (из-за стихийных бедствий, политических потрясений или других событий), все страны-импортеры сталкиваются с сокращением поставок.