Правозащитники считают, что экзекуции снимали на камеру, чтобы принудить заключенных к сотрудничеству со следствием и с руководством ФСИН и шантажировать их записями, угрожая перевести в касту «опущенных». Кроме того, с жертв могли вымогать деньги или выполнять заказ с воли.
Огромный видеоархив попал к правозащитникам благодаря бывшему заключенному, который работал в данном учреждении. В частности, в его обязанности входило раздавать видеорегистраторы сотрудникам ФСИН. Другой его функцией, по словам адвоката потерпевших Снежаны Мунтян, была отправка отснятых материалов по ведомственной почте в качестве видеоотчета, если те получались «качественными». А если выходили «некачественными», «процедура» повторялась. Сейчас адвокат готовит материалы дела для обращения в Следственный комитет РФ.
После публикации видео в интернете последовала незамедлительная реакция со стороны ФСИН. Спустя сутки директор ведомства Александр Калашников уволил начальника саратовской тюремной больницы. Своих должностей также лишились начальник отдела безопасности саратовского медицинского учреждения, его заместитель, а кроме того, руководитель оперативного отдела больницы. Подал в отставку начальник регионального УФСИН полковник Алексей Федотов. Инцидентом также заинтересовались Генпрокуратура РФ и Следственный комитет РФ. В общей сложности следователи возбудили семь уголовных дел по фактам применения насилия к осужденным и превышении должностных полномочий.
Проблемы в исправительной системе страны возникают регулярно. Восемнадцатого февраля этого года было заведено уголовное дело на сотрудников колонии за аналогичные преступления в той же тюремной больнице. В начале года правозащитные организации сообщили о систематических издевательствах над осужденными в СИЗО-1, СИЗО-6 и ИК-15 в Иркутской области. В 2018 году к небольшим реальным срокам были приговорены сотрудники Ярославского СИЗО-1 — младшие оперативники и инспекторы, лично участвовавшие в истязаниях. Вещдоком тогда послужили попавшие в СМИ записи с камер видеонаблюдения ярославской ИК-1.
Однако такого массированного удара по пенитенциарной системе страны никогда не было: оцифрована целая пыточная система с десятками конкретных лиц среди палачей и их жертв. Возможно, это ускорит давно ожидаемую глубинную реформу ФСИН.