С тех пор как в мире началась чрезвычайная ситуация, связанная с коронавирусом, прошло более полутора лет. 20 февраля 2021-го исполнился год с момента появления COVID-19 в Италии, 26 марта —в России. Нынешний и прошлый годы войдут в историю в связи с пандемией, которая вызвала беспрецедентный санитарный, экономический и социальный кризис глобального масштаба.
Из этого кризиса все мы — ученые, политики, бизнесмены, интеллектуалы, простые люди — должны извлечь урок великого смирения. Слишком долго культивировалась иллюзия, что новые цифровые технологии, порожденные четвертой промышленной революцией, обеспечат линейный рост без каких-либо серьезных ограничений. Подумайте, например, о тех многочисленных обещаниях, которые давали последователи трансгуманистического проекта, укоренившегося в Университете сингулярности в Калифорнии. Или вспомните, как в 1969 году Уильям Стюарт (1921‒2008), тогдашний главный хирург Соединенных Штатов, заявил Конгрессу, что «война с инфекционными заболеваниями выиграна». Несколько лет спустя Медицинская школа Гарвардского университета и Медицинская школа Йельского университета даже закрыли свои отделения инфекционных болезней.
Необходимо срочно понять, что пандемия COVID-19 — это не так называемый черный лебедь, неожиданное и непредсказуемое событие. Ее не предсказывали финансовые рынки, но она была совершенно ожидаема. Медицинская и экономическая пандемия — одно из неизбежных последствий антропоцена, как определил современную геологическую эпоху лауреат Нобелевской премии по химии Пауль Йозеф Крутцен (1933‒2021). Она началась с промышленной революции XVIII века, когда земная среда как совокупность физических, химических и биологических характеристик, в которых существует и развивается жизнь, стала претерпевать значительные нарушения в локальном и глобальном масштабе в результате деятельности человека. Эти последствия были существенно усугублены неолиберальной системой, которая более пятидесяти лет формировала экономическую политику и жизнь подавляющего большинства стран мира: бесчеловечные мегаполисы; повальное усиление социального неравенства; лихорадочная урбанизация, разрушающая среду обитания животных.