Беспрецедентный кризис в Ливане поражает стремительностью развала государства и глубиной деградации общества. В стране уже несколько недель наблюдаются серьезные перебои с электричеством (даже в столице), не хватает медикаментов и топлива. С бешеной скоростью обесценивается национальная валюта и растут цены на продукты первой необходимости. Средний доход местных жителей всего за пару лет упал с 800 до 70 долларов в месяц. Очевидное обнищание спровоцировало бунты по всей стране. Из 6,8 млн населения голодают уже почти 900 тыс. человек.
Проблемы, прежде всего экономические, начались давно. Торможение притока капитала извне и масса регуляторных ошибок чиновников привели к первому в истории суверенному дефолту по еврооблигациям, перекрытому доступу к внешним заимствованиям, а затем к коллапсу банковской и промышленной систем. Это случилось в начале 2020 года. Тут же страну накрыл коронакризис, принципиально сократив доходы от туризма.
Наконец, 4 августа 2020 года мощный взрыв прогремел в порту Бейрута. Начались протесты, и правительство во главе с Хасаном Диабом в полном составе ушло в отставку. Ожидаемо началась политическая и уличная радикализация. Шиитским организациям «Хезболла» и «Амаль» все сильнее оппонируют правохристианские «Ливанские силы» и многочисленные группировки суннитской молодежи. Никто не решается строить долгосрочных прогнозов относительно развития ситуации, зато поиск виноватых в текущих бедах набирает обороты.