Очередной этап интеграции России и Белоруссии

8 ноября 2021, 00:00
PA IMAGES\TASS
Подписанные на заседании Высшего государственного совета Союзного государства соглашения носят предельно обтекаемый характер

Президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко на заседании Высшего госсовета Союзного государства подписали 28 союзных программ. Они были согласованы еще месяц назад — на переговорах Путина и Лукашенко, прошедших в Кремле 9 сентября. Подписание состоялось в формате онлайн-заседания, в котором приняли участие президенты России и Белоруссии, премьер-министры двух стран Михаил Мишустин и Роман Головченко, председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко и госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

Перечень подписанных программ не огласили, однако не было и информации о том, что обнародованный месяц назад перечень претерпел какие-либо изменения. Приведем его.

1. Сближение макроэкономической политики. 2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования. 3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля. 4. Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере. 5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов. 6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора. 7. Интеграция платежных систем в области национальных систем платежных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами. 8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке. 9. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров. 10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров. 11. Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере. 12. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. 13. Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов. 14. Унификация регулирования транспортного рынка. 15. Формирование объединенного рынка газа. 16. Формирование объединенных рынков нефти и нефтепродуктов. 17. Формирование объединенного рынка электрической энергии. 18. Развитие атомной энергетики. 19. Формирование единой аграрной политики. 20. Формирование единой промышленной политики. 21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам. 22. Единые правила в области защиты прав потребителей. 23. Единые правила конкуренции. 24. Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности. 25. Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации. 26. Унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. 27. Унификация законодательства в сфере туристской деятельности. 28. Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере.

Нетрудно заметить, что все программы носят предельно обтекаемый характер, например не говорится о создании общего таможенного пространства, а заявляется «гармонизация законодательства» и «сотрудничество» в этой сфере.

Кроме того, Мезенцев попросил Высший государственный совет утвердить военную доктрину Союзного государства. По его словам, она позволит повысить уровень согласованности оборонной политики и своевременно корректировать задачи министерств обороны с учетом происходящих в регионе изменений военно-политической обстановки. То есть не только не предполагается создать общие вооруженные силы, но и размещение российских военных баз в Белоруссии откладывается в долгий ящик.

Таким образом, подписанные договоренности стали очередным шагом вперед на четвертьвековом пути интеграции России и Белоруссии, но пока они носят промежуточный характер.

Позиция Лукашенко относительно интеграции хорошо известна: он хочет получать наши энергоносители по внутрироссийским ценам, обеспечить для белорусских товаров беспошлинный доступ на российский рынок и получать от России под низкие проценты кредиты, которые со временем не обязательно отдавать. Однако при этом противится любой политической и военной интеграции с Россией, предпочитая лишь пространно рассуждать о единстве и братстве. Впрочем, на этот раз Лукашенко решил сделать шаг навстречу России (правда, опять на словах), зайдя с Крыма (который официальный Минск не признает в качестве российской территории). В начале встречи Лукашенко попросил Путина (находящегося в Севастополе) «через руководство Крыма передать самые теплые поздравления от белорусов крымчанам, пожелать им крепкого здоровья, мужества в это непростое время». А в конце встречи пожаловался на Украину, закрывшую для Белоруссии воздушное пространство: «…и мы никак не можем попасть через Украину в Крым, а там у нас и собственность, и другие проблемы». «И вот Владимир Владимирович мне все обещал-обещал, что с собой возьмет в Крым, покажет, что там нового сделано (сделано немало), по дороге провезет в Крым. Но вот сегодня один уехал и меня с собой не пригласил», — сказал Лукашенко и добавил, что в этой шутке есть только доля шутки.

Но когда речь касается прозы жизни, он остается предельно прагматичным. Второго ноября Белоруссия поставила Украине 500 МВт электроэнергии в рамках договора об оказании аварийной помощи. Минск не остановило ни закрытие неба для полетов, ни лагеря по подготовке белорусских боевиков, которые, по словам Лукашенко, украинцы разместили на своей территории.