Если вспомнить, что контрольный пакет КамАЗа и блокпакет АвтоВАЗа принадлежат «Ростеху» (да и сама группа ОАТ создана по инициативе последнего в 2008 году для упорядочения схем поставок комплектующих на его автозаводы), а приобретение пакета акций АвтоВАЗом будет осуществлено в счет погашения долга ОАТ перед тольяттинцами (а также из-за изменений, связанных с переходом совладельца АО «АвтоВАЗ» СП Alliance Rostec Auto из нидерландской юрисдикции в российскую), то все выглядит как бессмысленное перекладывание из одного кармана в другой. Но задача, по инсайдерской информации, не переложить из кармана в карман, а передать из рук в руки компанию, бóльшая часть продукции которой ориентирована на тольяттинские автомобили.
Владение акциями ОАТ, во-первых, сделает руководство АвтоВАЗа более лояльным к амортизаторам Скопинского автоагрегатного завода (СААЗ) и фарам ОСВАР при выборе поставщиков. Во-вторых, даст шанс продукции ОАТ «прописаться» и на других брендах и конвейерах альянса Renault—Nissan. А главное, расчет на внедрение современного управления (как качеством, так и продажами) для привлечения новых покупателей. И это не только и не столько другие транснациональные производители — они пока что журавль в небе. А вот синица (и жирная!), идущая прямо в руки, — рынок афтермаркета, где сейчас царят низкокачественные, зато дешевые компоненты китайских производителей, продаваемые через дистрибуторов с собственными брендами. Проблемы последних с китайскими поставщиками (и по качеству, и по срокам поставок, а в последнее время и с ценами) вынуждают искать новых поставщиков, но сроки и условия того же СААЗ, по сведениям инсайдеров, оказывались неприемлемыми для рынка, требующего и оперативности, и широкого ассортимента «железа» на пользующиеся спросом модели. Не исключено, что именно эту нишу новые владельцы сочтут приоритетной, но в сотрудничестве с дистрибуторами-упаковщиками (AD Russia, «Автодок» и др.) или под собственным брендом и в своей дистрибуторской сети — предполагать пока преждевременно.
Приобретение АвтоВАЗом блокпакета ОАТ следует отнести к нормальной практике в автопроме. Так, бренд запчастей и спецоборудования AC Delco изначально был создан (еще под брендом United Motors Corporation) как подразделение General Motors. А японской Honda Motor принадлежит блокпакет в компании Hitachi Astemo, холдинге, включающем в себя Keihin (топливная аппаратура), Nissin (компоненты тормозных систем) и другие компании. И предлагающем свои услуги как другим концернам (в частности, Showa — одному из лидеров в производстве мотоциклетных подвесок и основному поставщику таковых и для самой Honda, и для других крупных мотокомпаний, от Kawasaki до Harley Davidson), так и на рынке афтермаркета.
А недавно холдинг заявил о намерении расширить свое предложение за счет силовых агрегатов (двигатели, контроллеры, блоки управления батареями) для электромобилей и электромотоциклов — и пригласить к сотрудничеству как коллег из «большой» индустрии, так и пока независимые стартапы. Конечно, нынешние технологии ОАТ недостаточно развиты для столь высокотехнологичного предложения, даже по традиционным для предприятий холдинга изделиям, от амортизаторов до тормозных шлангов. Но все познается в сравнении — особенно на рынке, хорошо почувствовавшем «настоящее китайское качество» запчастей.