В первую очередь ESG-повестка (экологическое, социальное и корпоративное управление) затрагивает бизнес, но требует участия государства. Целью бизнеса, каким бы социальным или экологичным он ни был, все равно остается получение прибыли. Ведь в треугольнике прибыль‒экология‒общество по умолчанию зашит конфликт: увеличение расходов на социальную сферу или на экологию часто происходит в ущерб прибыли.
Именно поэтому первую скрипку здесь играют правительства стран, регионов и муниципалитетов. Например, в 2018 году администрация Парижа организовала венчурный фонд по развитию «зеленых» инвестиций для привлечения частных вложений в город. Он спонсирует компании, которые занимаются производством новейшего энергоэффективного оборудования, энергосберегающих технологий или объектов инфраструктуры, таких как заправочные станции для электромобилей. Другой пример: в Люксембурге городское правительство поощряет компании, которые соответствуют ESG-критериям, налоговыми послаблениями, а также предоставляет им приоритет на тендерах и при заключении государственных контрактов.
Правительство Москвы еще в 2019 году всерьез задумалось над темой вовлечения города в Глобальную повестку — 2030 и стала участником пилотного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Территориальный подход в достижении целей устойчивого развития». Участие в проекте позволило городу познакомиться с методологиями и международными стандартами, а также почерпнуть опыт мировых городов по вовлечению всех стейкхолдеров в процесс по достижению целей устойчивого развития (ЦУР).
«С 2019 года Москва стала одним из девяти регионов — участников пилотного проекта ОЭСР и сегодня обеспечила исполнение ста процентов показателей по шести целям устойчивого развития, в их числе “Достойная работа и экономический рост”, “Качественное образование”, “Недорогостоящая и чистая энергия”, “Индустриализация, инновации и инфраструктура”, “Гендерное равенство”. Мы решаем экологические задачи, развиваем инфраструктуру и транспорт, ведем работу по инновационному обновлению столичных предприятий, что приводит к высоким экономическим показателям. Чтобы все это было максимально эффективно, привлекаем бизнес и промышленность. Этим летом мы подписали меморандумы с крупными компаниями и теперь изучаем возможности масштабирования практик и вовлечения в экоповестку как можно большего числа участников», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Подписание меморандума о сотрудничестве для достижения целей устойчивого развития состоялось на ПМЭФ. В числе подписантов — правительство Москвы, а также две крупные международные компании: «PepsiCo Россия» и «Макдоналдс».
«Работа в области реализации инициатив по устойчивому развитию — один из приоритетов “Макдоналдс” в России. Компания ставит перед собой четкие и измеримые цели и планомерно работает над их выполнением. Так, в 2022 году мы планируем расширить количество предприятий с раздельным сбором мусора до 90 объектов. Правительство Москвы — лидер в реализации проектов по ЦУР, а наши партнерские отношения позволяют эффективнее осуществлять задуманное», — рассказывает Ирина Коршунова, старший директор по устойчивому развитию «Макдоналдс» в России.
В итоге город, основываясь на принципах ЦУР, готовит ряд стимулов для внедрения ESG на предприятиях. Столица, например, прорабатывает варианты финансовой поддержки компаний, внедряющих принципы ЦУР. При выборе отраслей для реализации инфраструктурных проектов анализируется, принесут ли эти проекты мультипликативный эффект, то есть и финансовую выгоду для города и бизнеса, и пользу для жителей, повысив их уровень жизни.
За столь короткий срок город смог уже многого добиться: работу Москвы высоко оценил Всемирный совет по городским данным. Так, в рамках форума Smart Cities, который состоялся в Москве 25 мая 2021 года, столица получила сертификаты стандартов ISO 37120 Устойчивые города и общины — «Показатели городских услуг и качества жизни» и ISO 37122 Устойчивые города и общины — «Индикаторы для умных городов».
Город целей
ЦУР — это 17 взаимосвязанных глобальных целей, призванных стать для всех городов и стран мира планом формирования лучшего устойчивого будущего. Эти цели были утверждены в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН.
Один из основных и эффективных инструментов для достижения многих ЦУР в Москве — программа комплексного развития территорий «Индустриальные кварталы». Проект предполагает редевелопмент земельных участков, бывших промзон, на которых уже давно не работают заводы. Сегодня в большинстве своем они представляют собой депрессивное, жалкое зрелище. Во многих районах города есть обнесенные забором заброшенные территории. И именно они получат новую жизнь.
По словам Владимира Ефимова, «Индустриальные кварталы» позволят создать для горожан новые районы с развитой и удобной инфраструктурой, а бизнес сможет принять участие в масштабном инвестиционном проекте. Для Москвы проект «Индустриальные кварталы» революционный. По объемам он сопоставим разве что с реновацией жилья: в работе уже более 130 территорий. В будущем благодаря его ресурсу город планирует привлечь порядка семи триллионов рублей инвестиций, создать около 500 тысяч рабочих мест и построить миллионы квадратных метров жилья, социальных и инфраструктурных объектов для москвичей. Это программа мирового уровня, которая усилит экономику города и создаст благоприятные условия для жизни, и ее реализация напрямую связана с достижением сразу нескольких ключевых для города целей устойчивого развития ООН.
Достойная работа и экономический рост
«Достойная работа и экономический рост» — восьмая ЦУР. Ее реализация призвана создавать условия для наличия достойной работы, стимулировать развитие экономики без вреда для окружающей среды. В ее приоритетах — снижение уровня безработицы, особенно среди молодежи, и повышение производительности труда.
В целом нужно отметить, что Москва была и остается одним из самых привлекательных городов для работы и ведения бизнеса, в том числе размещения здесь высокотехнологичных производственных объектов. Как следствие, рост инвестиций в основной капитал в Москве фиксируется ежегодно. В прошлом году инвестиции столичных предприятий на фоне общероссийского снижения составили 3,6 трлн рублей, это на 1,7% выше, чем даже в допандемийном 2019-м. Стремясь сохранить эту динамику, город создает условия для появления новых рабочих мест, причем не только в центре Москвы.
Для этого в городе помимо «Индустриальных кварталов» действует еще одна программа — «Стимулирование создания места приложения труда». В ее рамках девелоперы создают рабочие места в спальных районах за пределами ТТК и МКАД. Это необязательно промышленные объекты — можно построить офисные здания, социальные объекты или предприятия сферы услуг. Главная цель такого подхода — снизить внутригородскую миграцию «с утра на работу, вечером в спальный район».
«Условия программы выгодны и для застройщиков. Создавая вне центра города объекты, обеспечивающие жителей рабочими местами, они могут получить от правительства Москвы льготу по плате за изменение вида разрешенного использования участка для строительства жилья. В настоящее время заключено уже 11 таких соглашений, общий объем инвестиций в которые составляет 53,3 миллиарда рублей. В результате будут созданы рабочие места более чем для 19,5 тысячи человек», — рассказал глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
Индустриализация, инновации и инфраструктура
Еще одна ЦУР — «Индустриализация, инновации и инфраструктура» — направлена на развитие качественной, надежной и устойчивой инфраструктуры, включая региональную и трансграничную, для поддержки экономического развития и благополучия людей. Развитие должно включать в себя индустриализацию, которая, во-первых, предоставляет всем людям доступ к возможностям, а во-вторых, опирается на инновации и надежную инфраструктуру.
Программы комплексного развития территорий бывших промзон и создания мест приложения труда способствуют формированию новых, более эффективных точек роста, улучшению инфраструктуры и развитию новых технологических решений, а также развитию промышленных предприятий, отвечающих всем самым жестким экологическим стандартам.
Например, крупный московский девелопер по соглашению с городом построит современный деловой центр — бизнес-парк. Это не просто новые рабочие места. Дополнительный трафик будет создан за счет привлечения жителей района, проживающих в радиусе пешеходной доступности. Здесь будет и фудкорт, и парк, и кинотеатр на открытом воздухе, будут проводиться различные фестивали, ярмарки. Все это даст транзитный трафик в несколько тысяч человек.
Таким образом, новая территория наполнит жизнью весь микрорайон — в массиве новостроек новое место приложения труда позволит сформировать центральное общественное пространство, сделать его связующим звеном между жилыми кварталами, создать здесь зону коммуникаций и проведения досуга. В этом и суть городского механизма мест приложения труда — создать не новые изолированные объекты, а сделать их частью района с соответствующей социальной функцией.
Устойчивые города и населенные пункты
Одиннадцатая ЦУР — «Устойчивые города и населенные пункты» — подразумевает эффективное планирование и управление городами. Цену неэффективно спланированной урбанизации демонстрируют огромные депрессивные зоны, запутанные улицы и неблагополучные территории. Они тормозят рост ВРП и снижают качество жизни горожан.
Приняв решение использовать механизм комплексного развития территорий, Москва выбрала путь устойчивого и сбалансированного развития. Реализуемые в городе проекты позволят снизить маятниковую миграцию, сократить нагрузку на транспорт, изменить качество жизни москвичей. За десять-пятнадцать лет изменения позволят создать еще более комфортный, безопасный и экологичный город, где хочется жить и работать, воспитывать детей, интересно проводить досуг. В рамках программы «Индустриальные кварталы» появится не менее 50 детских садов, 40 общеобразовательных школ, 320 га зеленых объектов, в том числе парки, скверы и зоны отдыха, а также многое другое.
Урбанизация не может быть эффективной без учета экологических проблем, стоящих перед крупными городами. Москва и в этом не отстает от глобальных мегаполисов, несколько лет назад она начала постепенный переход к «зеленой» экономике. Город уже запустил несколько проектов, призванных снизить вред для окружающей среды. Вместо автобусов на столичные улицы выехали электробусы, а московский метрополитен меняет свой подвижной состав на более современный и экологичный. В 2021 году закупка экологичного транспорта и строительство новых станций Большой кольцевой линии проводятся на средства, полученные за счет выпуска «зеленых» облигаций, которые Москва разместила весной этого года.