Группа компаний «РОСТ» подвинет импортные помидоры

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 ноября 2021, 00:00

Компания покупает активы на Урале, чтобы обеспечить импортозамещение тепличных овощей

ПРЕДОСТАВЛЕНО ГК «РОСТ»
Читайте Monocle.ru в

«Пластиковые» помидоры много лет были обыденностью для россиян. Идеально ровные, без изъянов, но и без вкуса, они приезжают в нашу страну в основном из Азербайджана, Турции и Марокко. Почему без вкуса? Очень просто: потому что их собирают неспелыми и подвергают обработке, чтобы они не портились при перевозке, которая занимает около 20 дней.

На страже продуктовой безопасности

Отечественные производители овощей давно поняли, что такое положение дел создает для них огромные возможности. Темы продуктовой безопасности России и импортозамещения звучат не первое десятилетие, но большую актуальность они получили с введением санкций Запада в отношении России.

Впрочем, в одном из крупнейших операторов теплиц в стране компании ГК «РОСТ» тренд на импортозамещение связывают не столько с санкциями, столько с необходимостью решать задачу продуктовой безопасности страны и желанием обеспечить россиян качественной и безопасной продукцией. Ведь если внезапно остановятся поставки из соседних Азербайджана или Узбекистана (а пандемия показала, что это вполне может произойти), россияне останутся без свежих овощей.

Еще десять лет назад с октября по июнь на полках российских магазинов лежали только импортные овощи. Те самые, «пластиковые». В зимний период таких огурцов и помидоров у нас до сих пор продается довольно много, однако картина постепенно, но стабильно меняется.

Например, количество импортных огурцов в магазинах составляет около 2%, причем в основном они поставляются на Дальний Восток. Европейская часть страны, Урал и даже Сибирь практически целиком обеспечены огурцами отечественного производства. В перспективе Россия обеспечит себя и томатами. Объем их импорта сейчас достигает 49%, но ежегодно показатель снижается на 6‒7%. Поэтому на горизонте пяти-семи лет падение импорта будет почти таким же, как и в производстве огурцов.

Овощам нужна культура потребления

Конечно, важную роль играет также желание развиваться на потенциально перспективном и емком рынке. А чтобы успешно конкурировать за потребителя, необходимо построить собственный бренд, заниматься развитием культуры потребления овощей. Не просто положить томаты на полку, пусть даже самые красивые или не портящиеся, но и убедить россиян в их качестве и вкусе.

Для решения этого вопроса ГК «РОСТ» начала разрабатывать эксклюзивные гибриды. Работа над новыми сортами идет постоянно. Компания уже продает томаты с необычным вкусом. В числе примеров — бренд «Сладкая ягода», под которым выращивают томаты с большим разнообразием цветов и форм — от самых маленьких в мире черри весом 1,3 грамма до эксклюзивных сортов кумато необычного коричневого цвета и вкуса. Интересен и флагманский продукт — сладкие томаты черри «Медовые» с максимальным содержанием сахаров 10‒11 °Bx по шкале Брикс на рынке.

Важным направлением развития стало постоянное наращивание производственных мощностей. В 2020 году ГК «РОСТ» сообщила о приобретении группы «Долина овощей». В объединенную компанию вошли комплексы площадью 388 га мощностью 320 тыс. тонн продукции в год. А в 2021 году собственностью стал агрокомплекс «Чурилово» в Челябинской области, включающий три комбината общей мощностью 73,5 тыс. тонн.

Как заявили в компании, у актива есть потенциал в плане развития на Урале. А за Челябинской областью последуют Сибирь и Дальний Восток. Именно в этих регионах сосредоточен сегодня основной импорт помидоров и огурцов, тогда как российским компаниям довольно сложно выстроить стабильную логистику в эти регионы. Скорость доставки тепличных овощей на прилавки — важный фактор борьбы с импортом. Цель — полностью обеспечить потребителя вкусными, свежими, полезными овощами, которые были собраны максимум за один день, а обычно за несколько часов до появления на полке.

Доверие к тепличным овощам растет

Сегодня ГК «РОСТ» принадлежит более 400 га теплиц защищенного грунта с досветкой (с учетом инвестиционных проектов –  500 га) и пять логистических центров с четкими стандартами и автоматизированными зонами хранения. «Наши 15 тепличных комбинатов расположены в 11 областях РФ. Такое расположение обеспечивает близость к потребителю, а значит, гарантирует качество и вкус овощей. При этом, производя продукцию в стране, мы можем проследить за всем процессом и этапами выращивания», — говорит владелец компании Сергей Рукин.

Впрочем, импортозамещение не проходит просто. Сети задают параметры приема овощей, ориентируясь в первую очередь на продажу импортного товара. Все томаты должны быть идеально круглые, без царапин и отметин. Но принимающаяся без проблем для продажи красивая продукция абсолютно невкусная, имеет толстую кожу, белесая, без запаха. А царапина от листа на нежном, с тонкой кожицей томате или огурце российского производства вполне может стать препятствием для приема товара магазином.

Сегодня потребление томатов в РФ все еще низкое и составляет 32 килограмма на человека*. Летом оно увеличивается в несколько раз по сравнению с низким зимним сезоном. Сказывается мнение россиян, что только летом на прилавки попадают овощи с открытого грунта, с подсобных участков. Зимой такая продукция не вызывает большого доверия.

«Если мы сумеем донести до потребителя информацию о том, что наши помидоры и огурцы, выращенные по “домашним” стандартам в теплицах, не отличаются по качеству от “летних”, мы увидим рост спроса до уровня Восточной Европы как минимум, а это 36 килограммов на человека*. Этому будет способствовать открытие новых тепличных комбинатов в нашей стране», — говорит Сергей Рукин.

* По данным Euromonitor.com.