«Либо ты эффективный, либо мертвый»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
22 ноября 2021, 00:00

«КОМОС Групп» последовательно наращивает инвестиции и модернизирует молочное направление. Цель — расширение ассортимента продукции и развитие экспорта

ПРЕДОСТАВЛЕНО АГРОХОЛДИНГОМ «КОМОС ГРУПП»
Управляющий акционер «КОМОС Групп» Андрей Шутов

Производственные предприятия агрохолдинга «КОМОС Групп» в 2020 году переработали в общей сложности 564,2 тыс. тонн молока-сырья. В планах на конец текущего года — увеличить этот показатель до 580 тыс. тонн в базисном весе. О перспективах развития молокоперерабатывающего дивизиона компании рассказывает управляющий акционер Андрей Шутов.

— Сейчас на предприятиях вашего актива ОАО «Милком» — Кезском сырзаводе и Казанском молочном комбинате — идет масштабная реконструкция. Можете ли рассказать о текущем состоянии проектов?

— Переработка молока — самое передовое и активно развивающееся направление в компании на сегодняшний день. Основной вызов в этом году был связан с реализацией инвестиционных проектов — в первую очередь на Кезском сырзаводе. Без остановки производства там был реализован масштабный, финансово емкий и очень сложный с технической точки зрения проект с непростой экологической составляющей.

Уже начался пробный выпуск продукции на новой линии мощностью до 40 тонн сыра в сутки. Проведена реконструкция цеха сгущения сыворотки. После завершения реконструкции предприятие будет принимать на переработку 600‒700 тонн молока-сырья в сутки, а проектная мощность завода составит 18 тысяч тонн полутвердых сыров в год.

Что касается Казанского молочного комбината, то это предприятие уже сегодня перерабатывает до 500 тонн молока в день — больше других молокоперерабатывающих предприятий дивизиона, а после завершения реконструкции станет одним из самых больших заводов в России.

На комбинате полностью обновлены все самые важные производственные участки, постепенно вводятся в эксплуатацию новые линии, заменены коммуникации, проведен полный ремонт помещений. При реконструкции предусмотрены все детали — от электроснабжения предприятия до максимальной автоматизации производственных процессов. Сейчас комбинат выпускает 172 товарные позиции: молоко, пудинги, кисломолочную продукцию; некоторые из них в этом году были названы лучшими среди продовольственных товаров Республики Татарстан.

— Одной из ваших лучших площадок по оснащенности является «Сарапул-молоко»…

— Да, в прошлом году завод вошел в десятку лидеров среди аналогичных предприятий в Европе и Центральной Азии по показателям эффективности работы оборудования. И мы продолжаем совершенствовать работу этой площадки. В этом году в производственную лабораторию приобрели инновационное устройство тестирования молока Extenso, позволяющее оперативно обнаружить в молоке остаточное количество более 70 видов антибиотиков и токсинов.

На предприятии проведена модернизация оборудования, запущено в работу здание нового механического участка, обновлен парк молцистерн. Стратегической целью этого года для площадки было обеспечение возможности стабильного производства 11 тысяч тонн готовой продукции ежемесячно, и уже сегодня можно сказать, что цель достигнута.

— Как развиваются другие молокоперерабатывающие площадки? Не отстают?

— На ПП «Глазов-молоко» в апреле запущена новая аммиачно-холодильная установка, проведен ремонт помещений цельномолочного цеха. На ноябрь мы запланировали запуск пятой линии по производству творога. Кроме того, активно разрабатываем проект модернизации производства сухих молочных продуктов. Это позволит нам увеличить объем переработки жидкой молочной сыворотки с 450 до 800 тонн в сутки. Совсем недавно площадка начала производить новые виды творожной продукции и сметаны.

Что касается производства мороженого, то к концу этого года мы планируем установить новое оборудование компании Tetra Pak для выпуска эскимо на ПХК «Созвездие» — нашей фабрике по производству мороженого. Тем самым мы расширим ассортимент высококачественного эскимо и фруктовых льдов и выведем на рынок новинки.

— Практически все ваши молочные площадки ориентированы на экспорт, продукция уже поставляется в десять стран. Есть ли у вас планы расширять международное присутствие?

— Конечно, мы активно над этим работаем. США и ОАЭ были открыты для экспорта в этом году: с производственной площадки «Сарапул-молоко» в Америку были поставлены молоко различной жирности и сливки под брендом «Село Зеленое». В Китай поставляем сухую молочную сыворотку, молоко, сливки и мороженое.

Холодное лакомство планируем доставлять и в США, сейчас площадка проходит аккредитацию в Россельхознадзоре. Казанский молочный комбинат аккредитовался на поставки молока в Азербайджан и в июле этого года уже доставил туда продукцию.

По итогам прошлого года экспортные отгрузки выросли более чем в десять раз и в денежном эквиваленте составили 130 миллионов рублей. Ведутся активные переговоры о поставках в Сингапур и Вьетнам, до конца года наша молочная продукция отправится и в эти страны.

Таким образом, мы расширяем не только географию поставок, но и ассортимент продукции, с которой выходим на экспорт, и стремимся к тому, чтобы как можно больше наших предприятий могли осуществлять поставки за рубеж. Мы очень много работаем над эффективностью производственных процессов, потому что сегодня ты либо эффективный, либо мертвый — в этой парадигме мы живем и развиваемся много лет, и у нас всё получается.