Панические настроения царили среди предпринимателей год назад: из-за локдаунов заметно упала выручка, потребители начали вести себя непредсказуемо — скупали квартиры и машины, но не покупали одежду, торговые центры стояли пустыми, а что такое интернет-торговля, еще только предстояло понять. Никто не ожидал тогда, что 2021-й окажется таким «горячим»: спрос на непродовольственные товары и сервис увеличился на десятки процентов, предприниматели, подводя итоги года, сообщают об увеличении выручки на 15–40% и планируют расти и в новом году.
По мнению ряда аналитиков, прошлогодний всплеск потребительской активности — это восстановительный рост: происходил отскок после спада 2020-го и в наступившем году все вернется в прежнее русло. Однако, на наш взгляд, сегодня мы имеем ситуацию, схожую с подъемом начала 2000-х, когда потребительские рынки начали бурно развиваться, возникал новый бизнес, компании увеличивали обороты, по многим направлениям происходило импортозамещение. Но тогда рост имел место на абсолютно пустом, дефицитном рынке, сегодня же ситуация иная. «Старые», давно работающие, компании создали за эти годы современную производственную базу, устойчивые технологические цепочки, то есть они уже способны создавать качественный продукт (чего не было в 2000-х). А применение современных цифровых технологий выводит их на принципиально иной уровень управления бизнесом и доступа к потребителю.