Диверсифицированная группа «Синара» выкупила у Газпромбанка компанию «Криогаз». Это один из крупнейших в стране производителей технических газов (кислород, азот, аргон и проч.) в жидком виде. Сумма сделки не разглашается. «Ведомости» со ссылкой на источник, знакомый с деталями сделки, сообщили, что покупка обошлась «Синаре» примерно в 20 млрд рублей с учетом долга. А в составе контролируемой Газпромбанком группы «Объединенные машиностроительные заводы» остается «Криогенмаш» — он выпускает оборудование для производства, транспортировки и хранения технических газов.
Отвечая на вопрос «Эксперта» о цели приобретения «Криогаза», вице-президент группы «Синара» Евгений Гриценко пояснил, что «Криогаз» входит в тройку крупнейших в стране рыночных производителей технических газов. «Все контракты компании, заключенные с потребителями, относятся к разряду долгосрочных и рассчитаны на 20–25 лет», — отметил он.
Комментируя это событие, один из отраслевых аналитиков в беседе с «Экспертом» отметил, что сейчас рынок онсайд-проектов по производству технических газов (когда оборудование устанавливают на территории клиента с последующей продажей ему полученных газов) интересен для многих и «Синара» не исключение. В частности, на Западе этим бизнесом заинтересовались очень многие нефтяные компании. «Чем хорош этот рынок? У тебя есть гарантированный денежный поток на длительный период с понятной тебе маржинальностью, — поясняет он. — Ты заключил многолетний контракт, в котором прописана формула цены, в ней заложены расходы и нормы прибыли. И эта формула зависит от множества факторов, но обычно идет вслед за рыночными тенденциями». Цена может корректироваться, в основном из-за изменения цены на электроэнергию (воздух, по счастью, пока все еще бесплатный).
«Основные деньги (до 80 процентов) оператор получает от продажи газа “якорному” потребителю, — отмечает аналитик. — Идеальный онсайд-проект — когда у тебя есть только этот потребитель, под которого построены мощности по производству газа, и ты ничего на рынок не продаешь и не забиваешь себе этим голову».
Впрочем, продажа на сторону также возможна. Производитель газов должен иметь резерв чуть выше, чем потребность в них клиента, чтобы в случае необходимости (например, при остановке оборудования для ремонта) продолжать снабжать производство своего потребителя, чаще всего непрерывно действующее. Излишки накапливаются, и их надо куда-то девать. Можно отдать обратно в атмосферу, а можно и продавать. Но тут возникает вопрос доставки, потому что газ в жидком состоянии требует особых условий и средств транспортировки.
В Европе разумным и рентабельным считается перевозить криогенную жидкость в пределах одной смены водителя или на расстояние примерно в тысячу километров. У нас этот показатель ниже примерно вдвое — около 500 километров. «Но все зависит от спроса, — уточняет аналитик. — Сейчас, когда требуется медицинский кислород, его можно везти куда угодно, все равно затраты окупятся. Особенно если учесть, что объем продаж по сравнению с доковидным временем вырос почти в десять раз». Более того, когда основные мощности из-за пандемии брошены на производство медицинского кислорода, проседает доля азота и аргона, которые на рынке тоже стали дефицитными, так что сейчас рынок этих газов прибылен чрезвычайно.