Санкции, наложенные на российскую авиационную отрасль, вошли в число наиболее сильных в ряду прочих, введенных против других секторов экономики. Фактически предпринята попытка изъять у авиакомпаний значительную часть самолетного парка, а остальные воздушные суда иностранного производства поставить на бетон. Авиастроителей, в свою очередь, решено лишить поставок комплектующих для производства самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 и тем самым остановить производство воздушных судов, которые могли бы заменить утраченные иностранные самолеты.
Понятно, что обе эти меры в итоге способны привести сначала к разрушению транспортной связности страны, а затем и к разрушению ее самой — в конце концов, в регионы, потерявшие связь с остальной частью России, с продуктами и товарами прилетят самолеты других государств, а закончится это все потерей территорий.
Столь серьезная угроза, как представляется, не может остаться без соответствующего ответа. Возможности для него есть. Другое дело, сумеем ли мы их реализовать.
Взлет запрещен!
Запрет на поставки новых самолетов, отказ в техническом обслуживании и поддержке тех, что уже эксплуатируются российскими авиакомпаниями, требование о возврате воздушных судов, взятых в лизинг у иностранных лизинговых компаний. Вот главное. Отказ в страховании и закрытие воздушного пространства стран Европы, США и Канады для российских самолетов — это уже второстепенно, хотя в ответ на закрытие воздушного пространства Россия отреагировала зеркально и запретила запретившим пролет над своей территорией. Пока сложно оценить эффективность этой меры и потери для западных авиакомпаний.