Компания «Интеррос», принадлежащая Владимиру Потанину (владеет пакетами акций ГМК «Норильский никель» и компании «Роза Хутор»), приобретет долю французской банковской группы Societe Generale в российском Росбанке и его страховом бизнесе («Росбанк Страхование»). Эксперты считают, что сделка была невыгодной для французов, хотя и неизбежной. Возможно, история с Росбанком положила начало череде аналогичных сделок, с помощью которых европейские банки станут избавляться от активов в России.
Societe Generale до недавнего времени контролировала 99,95% ПАО «Росбанк», который в основном занимался розничным бизнесом и предоставлял инвестиционно-банковские услуги, а также услуги private banking.
Росбанк находится на 11-м месте по объему активов с 1,5 трлн рублей, обслуживает более четырех миллионов клиентов в 70 регионах России и входит в перечень системно значимых кредитных организаций. Его сеть насчитывает порядка 320 отделений и свыше 38 тыс. банкоматов партнерской сети, включая 1800 собственных.
Кредитный портфель достигает 907 млрд рублей, из которых 545 млрд (почти две трети) — кредиты физлицам и около 361млрд — кредиты предприятиям. Росбанк активно сотрудничает с компаниями металлургии, энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых, нефтехимии, атомной промышленности, фармацевтики, АПК. Он кредитует Выксунский металлургический завод, Балтийский завод, «Красцветмет» и многие другие предприятия.
Возвращение домой
Росбанк открылся в 1993 году, но назывался он тогда по-другому: «Независимость». Спустя пять лет, во время кризиса 1998 года, его впервые приобрела промышленно-финансовая группа «Интеррос»: она сделала «Независимость» спасательным кругом для другого банка Потанина — «Онэксим», которым тот владел вместе с Михаилом Прохоровым. В 2002 году Росбанк присоединил к себе и инвестиционный банк МФК (также из группы «Интеррос»), а через год докупил крупнейшую на тот момент в России розничную банковскую группу под названием ОВК. К 2005 году бизнесы Росбанка и дочерних банков ОВК окончательно слились воедино.
В 2006 году в судьбе Росбанка появляется французский банк Societe Generale, которому Потанин и Прохоров продают 10% акций за 317 млн долларов. Французскому банку достался также опцион на право приобрести еще 30% плюс две акции Росбанка. Рыночная стоимость бизнеса последнего была оценена с коэффициентом почти 4,2 к размеру собственного капитала.