В ежедневный плейлист коров на ферме в поселке Сельцо Волосовского района Ленинградской области входят Моцарт, Бетховен и Чайковский. Утренняя дойка начинается с того, что в бригадирской комнате включают музыкальный центр и через динамики, развешанные по всей ферме, льются благостные звуки классической музыки. Коровы, у которых кроме порядковых номеров есть имена, переходящие от матери к дочке: Одиссея, Милка, Радуга, Улыбка, Красава, — внимательно слушают концерт. И это не развлечение, а технология увеличения надоев и повышения качества молока, которую на ферме проверили опытным путем.
«Когда я пришла на ферму два года назад, коровам уже иногда ставили музыку, но никто не знал, какой именно от этого эффект. И мы решили провести эксперимент, записать результаты наблюдений, а также сделать сравнительные лабораторные анализы молока в разных группах», — рассказывает Татьяна Яковлева, директор АО «Сельцо». Для опыта отобрали коров одного возраста и периода лактации — от нуля до 120 дней, предусмотрели для них одинаковый рацион и время дойки, схожий температурный режим содержания. Животных разделили на три группы; в течение месяца первую группу доили в тишине, второй включали рок-композиции, а третьей ставили классику. Современный рок не зашел коровам совсем: они тревожно смотрели по сторонам, мычали, даже ложились на пол и отказывались есть. А вот на Моцарта и Чайковского буренки откликались положительно: с удовольствием жевали корма, позволяли себя гладить, были спокойными и умиротворенными. Настроение коров отражалось на качестве и количестве молока: под классику резко, почти на 20% по сравнению с обычным доением, повышались надои, молоко имело кремовый цвет и хорошо выраженный вкус. С рок-музыкой все показатели, наоборот, падали; коров даже не стали мучить опытами целый месяц — пожалели.
Ферма «Сельцо» является сельскохозяйственным подразделением компании «Молочная культура», зарегистрированной в 2008 году. На рынок молочных продуктов компания вышла в 2013-м, после запуска собственного перерабатывающего завода в стенах исторического здания 1808 года — усадьбы генерала русской императорской армии, военного реформатора барона Корфа. Правда, здание было почти полностью разрушено и его восстановление оказалось целой эпопеей. Три бригады каменщиков-реставраторов поочередно воссоздавали исторический облик и гранитную кладку бывшего маслобойного цеха, некогда поставлявшего молочную продукцию во дворы Его Величества императора и санкт-петербургской знати. Можно сказать, что этим широким жестом в адрес славного прошлого основатели бизнеса Андрей Ионов и Евгений Чернышев определили миссию компании, созвучную ее названию: нести культуру производства, сохраняя лучшие традиции. А конкретный план — вывести на рынок молочную продукцию, которая отличается по качеству от массового производства крупных переработчиков.