Послевоенной Европе удалось постепенно выстроить богатое конкурентное партийно-политическое поле, в котором все маргинальные идеи самим ходом электорального процесса выбрасывались на обочину или были вынуждены встраиваться в мейнстрим. Но уже в XXI веке деградация политических институтов, идеологий, элит привели европейскую демократию к окукливанию, разрыву с интересами избирателей, подчас «искусственным» и нерепрезентативным выборам.
Появилась перспектива для популистов и сторонников крайних течений. И в конце концов маргинальными стали считаться противники непопулярных решений власти, а их деятельность и право на изъявление позиции всячески подавлялись и не допускались к центральным СМИ, а позже и цензурировались в соцсетях. Несмотря на формальное следование духу демократии и «свободы слова».
О том, что осталось от европейской свободы, мы побеседовали с мэтром Карло Бруза, итальянским адвокатом, практикующим в Париже, экс-кандидатом партии Сильвио Берлускони Forza Italia, одним из лидеров известного движения «Желтые жилеты», а также движения против внедрения санитарных паспортов в Европе и основателем протестной ассоциации Reaction-19.