Александр Астапов обозреватель «Монокля», инженер 4 июля 2022, 00:00
Русский автопром все 135 лет своей истории был теснейшим образом связан с европейской и американской индустрией, а также с наукой и культурой. Заимствуя и перерабатывая зарубежные разработки, Россия сумела развить собственную инженерную школу автомобилестроения. Это ценный ресурс сегодня, когда не только национальный, но и глобальный автопром оказался перед развилкой развития
«Дукс», чьи цеха до сих пор стоят по соседству с редакцией «Эксперта», на улице Правды в Москве, выпускал в год до сотни
автомобилей, неотличимых от американских Oldsmobile, но его одноцилиндровый мотор развивал 7 л. с. против 4 у прототипа.
На фото модель 1905 года
Читайте Monocle.ru в
Есть два радикальных взгляда на отечественный автопром. Первый: мы всегда были и остаемся сугубо вторичными по отношению к глобальным отраслевым лидерам, лишь потребляя и заимствуя их технологии, а все попытки сделать что-то свое оказываются нелепыми и беспомощными. Второй: наши инженеры — создатели уникальных, часто лучших в мире, образцов техники, посрамлявших тот самый Запад. И штука в том, что оба взгляда могут быть богато фундированы — фактуры хватит с лихвой для обоснования обеих позиций.
Чтобы понять, что у родного автопрома за душой, есть ли у него возможности для развития в новых жестких условиях, мы решили окинуть внимательным взором всю его более чем вековую историю. Конечно, в контексте крутых виражей жизни страны. Для чистоты взора отбросили военную часть автопрома. Заодно постараемся оставить за скобками управленческий (директорский, министерский и межведомственный) идиотизм, коего всегда в России было c лихвой.
Для любителей экспресс-выводов доложим самое главное: национальный автопром развивался в нашей стране собственным, ни на кого не похожим путем: покупая и перевозя к себе не только сотни зарубежных лицензий на готовые машины и узлы, но и целые заводы, мы впитывали, перерабатывали инновации и стили и шли дальше, сохранив по сей день собственную инжиниринговую школу в автопроме.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.