Минфин и ЦБ не могут выбрать курс

4 июля 2022, 00:00
EPA/ТАСС

На фоне очередного максимума рубля (в середине минувшей недели он приблизился к отметке 51 рубль за доллар, а в ходе торгов проваливался и ниже, к 50 рублям) правительство и ЦБ вступили в яростную дискуссию относительно курса.

Это произошло на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 29 июня. Глава Банка России Эльвира Набиуллина выступила против политики управляемого курса для ослабления национальной валюты. По ее словам, плавающий курс рубля способствует адаптации экономики к новым условиям, а попытки вернуть курс к старым значениям сделали бы его искусственным. Это, в свою очередь, грозит девальвацией.

Тем не менее нынешний курс рубля невыгоден для федерального бюджета (в Минфине неоднократно называли желаемый курс: 80 рублей за доллар), а из «тяжелой артиллерии» осталась только одна мера, способная на него повлиять, считает министр финансов РФ Антон Силуанов. Под этой «артиллерией» Силуанов подразумевает валютные интервенции за счет части бюджетных доходов, которые должны сработать лучше, чем принятые раньше либерализация валютного законодательства и стимулирование экспорта.

Правда, осуществлять интервенции, покупая доллары и евро, теперь невозможно: они сразу же будут «забанены» из-за санкций. Поэтому Минфин считает нужным покупать валюту дружественных стран, например юани.

Среди минусов такого подхода Набиуллина выделила снижение независимости денежно-кредитной политики, поскольку в таком случае российская экономика «привязывается к валютам чужих стран», в которых сейчас «инфляция на сорокалетнем уровне».

Отметим, что есть и еще один очевидный минус, если речь идет о валютах сопредельных государств: за счет более крупной экономики Россия своими валютными интервенциями может дестабилизировать их валюты.

В Минэкономразвития также считают, что предложение Минфина направить часть бюджетных доходов на валютные интервенции не решит проблему, хотя и констатируют, что текущий курс заставит многие компании сократить производство. «Боюсь, что при действующей модели у нас реального решения вопроса, к сожалению, не будет — у нас будет плавающий курс, мы станем пытаться из бюджета сократить расходы, откупить доллары, а в результате все это приведет к еще большему сжатию экономики, — заявил на площадке РСПП министр экономического развития Максим Решетников. — Мы искусственно зажмем нашу экономику, и дефляционная спираль, признаки которой мы уже видим, просто раскрутится еще сильнее».

Тем не менее готовность Минфина скупать любую валюту, лишь бы прекратить укрепление рубля, все же возымела некоторое влияние: на 1 июля курс достиг 54 рубля за доллар. Но вряд ли это надолго. В SberCIB не исключают, что рубль все-таки может восстановиться до 52, если не последуют новые комментарии о перспективах покупок валюты Минфином.

Аналитики SberCIB также напоминают, что, согласно старому бюджетному правилу, покупки должны составлять около 9 млрд долларов в месяц, но такого объема ликвидности в паре CNY/RUB на спотовом рынке сейчас нет. Минфин смог бы покупать на этом рынке ежедневно 0,1–0,2 млрд, или 2–4 млрд в месяц, в долларовом эквиваленте. В таком случае SberCIB не исключает временного ослабления нацвалюты до 57–60 рублей за доллар на следующей неделе.

Но, скорее всего, эту меру Минфин прибережет на крайний случай:

если рубль резко укрепится и преодолеет уровень 50 за доллар. Это вполне реально, говорят в SberCIB: в конце июля экспортерам предстоит уплатить крупные налоги, в том числе квартальный НДД и налог на прибыль, а также выплатить дивиденды.

В заключение добавим, что страх Минфина остаться без доходов бюджета понятен, но и регулирование курса — путь в никуда. Долгие годы Россия жила при искусственно заниженном курсе рубля, и сейчас придется перестраиваться, чтобы адаптироваться наконец к реальному курсу.