Шеринг и выживание: как компании решают проблемы с оптимизацией персонала в кризис

Денис Кутергин
Сооснователь онлайн-сервиса YouDo
29 августа 2022, 00:00

Экономика совместного потребления доказала свою устойчивость: ее российский сегмент вырос почти на 40% во время ассоциированной с пандемией рыночной турбулентности. Основная причина успеха модели — снижение расходов на стороне потребителя. Сегодня же уберизация становится ключом к оптимизации костов для компаний.

Читайте Monocle.ru в

Достижение устойчивости можно назвать главным приоритетом российского бизнеса в 2022 году. В некоторых нишах есть возможности роста за счет освободившейся доли западных компаний, но большинство игроков сосредоточены на том, чтобы минимизировать потери и финансово подготовиться к неопределенному будущему.

Предпринимателям сейчас непросто. В ходе опроса НАФИ 54% респондентов отметили падение продаж, и 8 из 10 начали сокращать издержки, чтобы остаться на плаву. Каждая третья компания урезала расходы на ИТ, рекламу и маркетинг, 23% уменьшили штат, 15% сократили зарплаты или перешли на удаленный офис.

Покупка экспертизы как способ оптимизации расходов

Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента двадцатого века Питер Друкер утверждал, что предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность. Находить зоны роста и есть основа предпринимательства. Пока одни жалуются на трудную финансовую и рыночную ситуацию, прогрессивные компании наводят порядок внутри.

Стоимость персонала входит в топ корпоративных затрат. Зарплата рекрутера, время на подбор квалифицированных кадров, заработная плата и бонусы, оборудование и аренда офиса — это лишь несколько граф расходов при традиционном рекрутинге. Они оправданны, если специалист остается в компании на несколько лет. Однако еще в 2021 году, по данным исследования LinkedIn, люди стали менять работу на 25% чаще, чем в 2019-м. Таким образом, увеличилась и стоимость текучки кадров для бизнеса.

На этом фоне возник тренд на проектную занятость и подбор команд. Согласно оценкам маркетплейса консультантов по финансам и проектному менеджменту Outsized, бизнес все чаще ищет кадры по запросу (on-demand), при этом основной спрос — на специалистов по проектному менеджменту. Это был самый востребованный навык среди пользователей платформы в 2021 году. Задача проектного менеджера — быстро подбирать компетентные кадры для временных проектов. В основном кандидатов ищут среди фрилансеров. По подсчетам Upwork, такой подход позволяет сэкономить до 50% затрат на рекрутинг и сократить время найма со стандартных 20 дней до одного‒трех.

Более того, гибкие условия работы стали одним из самых популярных требований кандидатов, особенно среди молодых поколений. LinkedIn выяснил, что упоминание гибкого графика в посте повышает вовлеченность на 35%. А значит, упрощает наем.

Многие российские и западные компании уже отказались от взращивания экспертизы инхаус в пользу найма компетентных специалистов по запросу. Например, бренд Unilever запустил пилотный проект U-Work, предлагая контрактную работу с преимуществами штатных сотрудников. Cisco создал платформу Webex, где можно при необходимости быстро найти эксперта и получить виртуальную консультацию через устройства дополненной реальности. Это решает проблему неэффективной коммуникации в распределенных командах. А «Северсталь» и агентство «ИнтерМедиаКом» запустили платформу «Вместе» для систематизации активности и обратной связи от клиентов, отраслевых коллег и партнеров. Основная цель — стимулировать развитие работы компании, получив экспертные оценки и обмен знаниями между нишевыми лидерами.

Какую роль занимают самозанятые в шеринг-экономике?

Российская экономика совместного потребления для бизнеса упрощает переход на проектную работу. Ключевую роль играет налоговый режим НПД при привлечении самозанятых. Компании могут легитимно и оперативно собирать команды, при этом не вступая в трудовые отношения, а значит — снижать издержки. По данным исследования Центра изучения и мониторинга эффективности мер социально-экономической поддержки промышленности и предпринимательства «Локомотивы роста», крупный бизнес покупает экспертизу самозанятых в сфере разработок, развития, тренингов и обучения, а средние компании экономят, привлекая сертифицированных специалистов к работе над новыми потребностями.

По данным опроса HeadHunter и «YouDo Бизнес», больше половины российских компаний уже постоянно работают с самозанятыми. Среди причин опрошенные приводят снижение налогового бремени, прозрачные и легальные выплаты исполнителям, которые быстро приступают к работе, помогают закрыть кадровые пробелы в пиковый период, а также дают возможность оптимизировать издержки. Последнее вошло в топ-5 причин в пользу найма самозанятых.

Сегодня средний и малый бизнес может быстро найти нужную экспертизу на платформах для независимых специалистов-фрилансеров. В мире это уже стало распространенной практикой. Успех модели можно проследить по результатам работы глобальных сервисов вроде Catalant, который фиксирует рост выручки на 30% уже два года подряд. Так, известная ретейл-сеть хотела создать офис управления портфелем проектов (ОУП). HR решил нанять эксперта с большим опытом в методологиях для выстраивания и запуска ОУП через Catalant, чтобы правильно оценить и настроить процессы. В итоге эксперт представил сложный ОУП-план всего через несколько месяцев, а заказчик сэкономил около 30% по сравнению с традиционным консалтингом (эквивалентно 19 тыс. долларов).

В России прослеживается аналогичный тренд. Если еще два года назад на платформах было больше самозанятых из числа синих воротничков, то в этом году наблюдается рост белых воротничков до 60% (15% в 2020 году). В основном они предоставляют экспертные услуги в ИТ, маркетинге, рекламе, дизайне, юриспруденции, бухгалтерском учете. Спрос на экспертов тоже растет: он увеличился более чем вдвое за год для проектных ИТ-специалистов и самозанятых бухгалтеров.

Останется ли экономика оптимизации с нами надолго?

Повышение эффективности ради финансовой устойчивости остается на повестке дня вне зависимости от индустрии. Пока российский рынок не может предложить внешние инструменты для решения проблемы (например, венчурное финансирование все еще зарождается). А значит, нужно искать другие рычаги. На уровне государства эффективность повышается за счет повсеместного внедрения онлайн-касс, АСК НДС-2 для поиска незаконных вычетов НДС или перехода на электронный документооборот, который может потенциально увеличить ВВП до 5%.

Аналогичным образом нужно действовать и бизнесу — сосредоточить внимание на внедрении инструментов, которые ведут к оптимизации системных внутренних расходов. Во-первых, это позволяет повысить финансовую стабильность и подготовиться к неопределенному будущему. Во-вторых, снижая время подбора кадров за счет перехода на проектную деятельность, компания может быстрее реагировать на актуальные запросы рынка и вовремя предпринимать тактические шаги.