Возглавляя ФРС США, Бен Бернанке залил глобальный финансовый кризис деньгами. Решимости ему придали собственные исследования роли дефицита ликвидности в развертывании Великой депрессии 1930-х годов
Премия шведского Риксбанка памяти Альфреда Нобеля по экономике 2022 года присуждена трем американцам — Бену Бернанке, Дугласу Даймонду и Филиппу Дибвигу — «за их вклад в эмпирические и теоретические исследования, объясняющие природу банковской деятельности, причины возникновения кризисных ситуаций в банковской системе и механизмы распространения кризисов на реальные сектора экономики». Причем если Даймонд и Дибвиг — классические кабинетные ученые-теоретики, то Бен Бернанке всемирно известен как удачно поработавший практик — на посту председателя совета управляющих ФРС (он возглавлял американский ЦБ два срока, с 2006 по 2014 год) он оказался «главным пожарным» в эпицентре глобального финансового кризиса и, по общему признанию, справился с этой работой пусть и не безупречно, но в целом успешно. Но премия догнала Бернанке не по совокупности практически заслуг, а именно как ученого. Оказывается, его действия в 2007‒2009 годах были не удачной импровизацией, а практическим воплощением научных трудов «пожарного», сфокусированных на изучении функционирования финансового сектора США и других стран в годы Великой депрессии 1930-х годов.
Операторы рисков, детонаторы кризисов
Функционирование любой современной экономики немыслимо без банковской системы. Наряду с рынками капитала она обеспечивает финансовое посредничество, которое важно с макроэкономической точки зрения как канал трансформации сбережений населения в производственные инвестиции. Благодаря диверсификации проектов в кредитном портфеле банки осуществляют оценку и перераспределение инвестиционных рисков, избавляя вкладчиков от беспокойства. Трудно переоценить роль банковской системы как все еще ключевого звена национальной платежной системы (хотя с глобальным развитием проектов цифровых валют центральных банков эта роль будет серьезно трансформирована).