Десятого октября в Общественной палате прошла презентация аналитического отчета «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка». Авторы и докладчики — специалисты и руководители Российского университета транспорта (МИИТ), Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ), петербургского Проектно-конструкторско-технологического института (ПКТИ) и консалтинговой компании Strategy Partners.
Россия по сей день самая троллейбусная страна в мире.
Суммарно протяженность троллейбусных маршрутов в 83 городах страны составляет 9000 километров. На них работают 7148 «рогатых». Но из них четверть старше 15 лет, а 468 машин, или 6% парка, — старше 30. Всего же из парка почти треть (2275 штук) — версии модели троллейбуса ЗиУ-9 образца 1972 года. При том что отечественными заводами освоено производство современных троллейбусов, в том числе с автономным ходом. Эти машины могут проехать участок без контактной сети длиной до 25 километров.
Стоит такая машина на треть больше «нормального» троллейбуса, поэтому используют их ограниченно на части маршрутов. Такая практика распространена, скажем, в Петербурге, где 9% троллейбусов — с автономным ходом. Тем не менее даже такие троллейбусные системы, по словам авторов доклада, эффективнее электробусов в среднем на 30%. Стоимость же эксплуатации троллейбусных систем относительно дизельных автобусов ниже на 10‒15%.