Несмотря ни на что, объемы строительства — и жилья, и дорог, и промышленных объектов — в России не уменьшаются. А вот поставки западной техники, по объективным причинам превалирующей в парке строителей и дорожников, с марта упали почти до нуля. И «чисто западной», и локализованной. Та же, что находится в эксплуатации, пока жива и в порядке, но ее обслуживание кардинально усложнилось: запчасти подорожали, срок их доставки вырос с обычных трех недель до двух‒четырех месяцев. А через несколько лет неизбежно встанет вопрос или замены, или «тяжелой формы ремонта».
Как рассказали «Эксперту» в группе ВИС, которая занимается строительством инфраструктурных объектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, в ее распоряжении находится более 400 единиц техники, и 321 из них — иностранного производства. Часть техники, в том числе импортной, взята в лизинг. Контракты на лизинг и сервис продлены до 2024 года. Обслуживание импортной техники и ее текущий ремонт выполняются собственными силами. Как говорят в компании, пока проблем с поставками запчастей нет, однако сроки поставок оригинальных запчастей увеличились в разы — с одного до трех-четырех месяцев. В связи с этим компания ищет возможности их замены на аналоги из Китая или Кореи. В группе ВИС отмечают, что пока ее потребности в строительной технике закрыты и покупка новой не планируется. Когда же такая необходимость возникнет, будет рассматриваться приобретение как отечественной спецтехники, так и техники корейских и китайских производителей.
Схожая ситуация и у других крупных компаний, имеющих собственный парк специальной техники: необходимости в немедленном обновлении парка пока нет, она появится спустя несколько лет. Другое дело — приобретение новой спецтехники в связи с расширением фронта строительных работ: здесь уже понятно, что купить европейские машины вряд ли получится.