По версии турецких спецслужб, она прибыла из Сирии, но к теракту турецкие власти попытались привязать еще две страны, с которыми у них сложились натянутые отношения: Грецию и США. «Мы знаем, откуда координировалась атака. Мы получили сообщение, переданное нам, и мы знаем, что это за сообщение. Мы не принимаем послание с соболезнованиями от американского посольства. Мы никого не предаем, но больше не можем терпеть эти предательства», — заявил министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу. При этом, по его словам, 45 помощников террористки собирались организованно отбыть в Грецию, но этому помешал их арест.
Претензии Анкары к Вашингтону хорошо известны: турки требуют от американцев выдать им бывшего соратника президента Турции Реджепа Эрдогана религиозного и общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена, не имеющего отношения к Рабочей партии Курдистана (признанной и в США террористической организацией). Кроме того, Турция давно и настоятельно требовала от США продать ей современные системы ПВО (отказ привел к тому, что была закуплена российская зенитно-ракетная система С-400) и истребители F-35 и F-16, угрожая в случае отказа купить российские истребители. А от Афин Анкара хочет добиться разрешения добывать газ на шельфах некоторых греческих островов.
Греки пока не пошли на уступки туркам, а президент США Джо Байден, переговоривший с Эрдоганом на полях саммита G-20, решил смягчить свою позицию. Хотя Байден заявлял о теоретической возможности поставить Турции самолеты F-16 еще в июне, на саммите НАТО в Мадриде, вопрос снова повис в воздухе, очевидно из-за нежелания Анкары идти на ответные уступки в виде отказа от использования С-400. Но сейчас американцы, возможно, приняли турецкую обиду за чистую монету и решили разрядить обстановку. «Я надеюсь, что с тем, как наши министры иностранных дел и обороны внимательно следят за этим процессом, мы вскоре сможем решить проблему с F-16», — заявил Эрдоган журналистам на саммите G20.
Кроме того, дипломатическая поддержка в борьбе с курдами подоспела со стороны Швеции, которую Турция уже полгода шантажирует своим правом вето на вступление Стокгольма в НАТО. Чтобы шведские власти имели возможность выдавать Анкаре всех курдов, которых турецкие власти подозревают в террористической деятельности, были внесены изменения в конституцию страны. Новые нормы, вступающие в силу с 1 января 2023 года, «ограничивают свободу собраний групп, связанных с террористической деятельностью». Этим достижением Эрдоган явно может гордиться: еще недавно надменные европейцы указывали ему, как правильно соблюдать права турецкого человека, а сегодня турецкий лидер диктует шведам нормы их основного закона.
Внешнеполитические успехи особенно нужны Эрдогану в преддверии президентских выборов, которые пройдут в июне 2023 года.
Внешние и внутренние угрозы, как реальные, так и мнимые, призваны затмить собой явные провалы в экономической политике. Пока весь мир страдает от инфляции почти в 10%, в Турции, согласно данным Национального института статистики, по итогам октября она составила 85,51% в годовом выражении, а по мнению Группы анализа инфляции — 185,34%. За год турецкая лира по отношению к доллару США обесценилась на 80%, а за последние три года подешевела с 5,8 до 18,6 за доллар. Таким образом, в июне будущего года у турецкого избирателя на одной чаше весов будет находиться экономическая стабильность, а на другой — безопасность.