Речь идет об американских банках JPMorgan, Bank of America и Citigroup: обычно именно в них открываются корреспондентские счета для переводов в долларах, расчетов по внешним займам и т. д. После введения санкций Россия оказалась фактически исключена из части международной финансовой системы, контролируемой этими банками. Полноценной альтернативой могла бы стать система взаиморасчетов, построенная банками дружественных стран на основе цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), таких как цифровой рубль или цифровой юань. Напомним, цифровой рубль сейчас проходит первоначальное тестирование, в котором принимают участие 15 банков. Второй этап (в нем будут участвовать уже реальные клиенты банков) начнется в апреле 2023 года. Тестирование цифрового юаня (e-CNY) уже перешло в стадию активного его использования в отдельных провинциях Китая.
ЦВЦБ вполне могут обращаться без участия коммерческих банков либо же последним будут отданы функции вроде обмена традиционных безналичных версий валют на цифровые, а также проверки клиентов и трансакций для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ, в зарубежной практике AML/CFT). Сами трансакции станут происходить на платформах, подконтрольных соответствующим центральным банкам.
Чисто технически ничто не мешает использовать цифровые юани и цифровые рубли для трансграничных переводов, ведь доступ к цифровому кошельку можно иметь в любой точке мира, где есть интернет. С офлайн-переводами напрямую между устройствами чуть сложнее: эти технологии пока только на самых ранних этапах разработки. Однако использование «чужих» цифровых валют, пускай даже «дружественных», в других странах столкнется с сопротивлением этих стран. А значит, нужны платформы, которые на официальном уровне разрешают трансграничное использование «дружественных» цифровых валют и свободный обмен между ними.
Уже сейчас в разработке находится MBridge — совместный проект Гонконгского инновационного центра Банка международных расчетов (BIS Innovation Hub Hong Kong Centre), Валютного управления Гонконга (Hong Kong Monetary Authority, выполняет роль ЦБ Гонконга), Банка Таиланда (Bank of Thailand), Института цифровых валют Народного банка Китая (Digital Currency Institute of the People's Bank of China) и Центрального банка ОАЭ (Central Bank of the United Arab Emirates). Этот проект как раз и предназначен для трансграничных платежей и переводов в различных ЦВЦБ. Власти Китая пока официально не комментировали, есть ли связь между MBridge и цифровым юанем (e-CNY). Однако это скорее следствие политики очень аккуратных высказываний относительно трансграничного использования цифрового юаня — чего заранее боятся в США и ЕС.
По всей видимости, о чем-то подобном и говорил Владимир Путин. Правда, президент упомянул также хавалу — неформальную расчетную систему, существовавшую в Азии много веков. Считается, что отчасти с ее помощью Иран успешно обходит санкции. Так или иначе, но цифровая платежная система будущего, как и хавала, не сможет работать без полного доверия между ее участниками, а обеспечить такое доверие должна в современном мире технология распределенного реестра.