Автобус с газовой «печкой»

5 декабря 2022, 00:00
Городская электрическая Газель

Редкий случай в нашей практике: электропривод использован не «прогресса для», а там, где он дает реальные преимущества. Мини-бас GAZelle e-City для районов с плотной застройкой показала группа ГАЗ на выставке BusWorld Expo 29 ноября в Москве.

Конструктивно это уже известный автобус GAZelle City на агрегатах «Газели» с силовым агрегатом от GAZelle e-NN мощностью 100 «пиковых» киловатт. Но батарей две, и их емкость не 48, а 81 кВт⋅ч. Одна батарея установлена в заднем свесе, вторая — справа от водителя, на месте почти не используемого в городе «капитанского» кресла — багажная площадка. Всего сидячих пассажирских мест в машине десять (плюс три откидных), упор же сделан на быстрый вход-выход за счет накопительной площадки с низким полом. Максимальная вместимость 6,6-метровой машины — 16–21 человек в зависимости от планировки салона. Так же как и дизельная версия, e-City оснащена задней пневмоподвеской, системой понижения пола на остановках и широкой двойной дверью.

Таким образом, получился мини-автобус для эксплуатации на тесных внутрирайонных улицах, слабо продуваемых ветрами, а потому подверженных образованию смога. К тому же режим с частыми разгонами и остановками вызывает повышенную токсичность выхлопа ДВС, а потому использование электропривода в данном «калибре» общественного транспорта наиболее оправданно.

По расчетам конструкторов, реальный запас хода должен составлять не менее 160 км с ночными или межсменными (от «быстрых» систем) зарядками батарей. Для обогрева же и батарей, и салона в зимнее время служит автономный обогреватель, но не на дизтопливе, а на метане. Сорокалитровый баллон рассчитан на две рабочие смены. Из очевидных недостатков: зарядка батарей может осуществляться только при положительной температуре воздуха, что требует наличия в автопарке теплых боксов.

Показанная на выставке машина будет проходить опытную эксплуатацию до конца августа 2023 года в Москве согласно договору с Мосгортрансом. Еще две, белого цвета и с иным, более простым по отделке салоном, построены для работы в Нижнем Новгороде на перевозках в аэропорт. Там же эксплуатируются второй год «обычные» электрические «Газели». По итогам пилотной эксплуатации будут внесены изменения в конструкцию и организована сборка на основном производстве ГАЗа по «конвейерно-стапельной» технологии: когда основные узлы монтируются на конвейере, после чего машина переезжает на спецучасток.