Хотя импорт в этом году несколько сократился, а собственное производство вновь выросло, российские компании частично продолжают зависеть от импортных комплектующих, а цены у их азиатских конкурентов оказались ниже, чем прежде, из-за крепкого рубля и демпинга. Кроме того, как выяснилось, российский рынок пока несвободен и от спецтехники из стран, которые сами же в силу санкций запретили поставлять в Россию свою продукцию (в частности, продажи даже выросли в этом году у польской Dressta и остались почти на досанкционном уровне у немецкой Liebherr; подробнее об этом ниже). В ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш», которая объединяет ведущих российских производителей, считают, что использование иностранной техники связано с рисками недопоставки запчастей, а усиление господдержки отечественных производителей позволит им быть вполне конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.
Рынок спецтехники в прошлом году пережил 50-процентный рост, связанный с увеличением объемов строительства и реализацией крупных инфраструктурных проектов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи дорожно-строительной и специализированной техники в России по итогам 2021 года достигли 22,49 тыс. единиц, это на 47% больше показателей 2020-го. Производство дорожно-строительной техники (ДСТ) в России в прошлом году выросло сразу на 28% в денежном выражении и достигло 56,1 млрд рублей, подсчитали в «Росспецмаше». По данным Ассоциации, уже за девять месяцев этого года российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели продукции на общую сумму 53,3 млрд рублей — на 38% больше, чем за аналогичный период 2021 года, когда рост составил 28%. Это свидетельствует о высокой востребованности спецтехники, которая не спадает с прошлого года. О росте спроса на свой продукт говорит и один из производителей спецтехники.
Но не сильно отстает и импорт. В начале года отмечалось резкое увеличение продаж техники основных иностранных производителей (только у экскаваторов Komatsu в первом квартале был рост на 72% относительно аналогичного прошлогоднего периода), но в марте, со вступлением в силу санкций на продукцию ряда западных производителей, основными поставщиками стали азиатские компании. При этом в целом импорт спецтехники по итогам девяти месяцев снизился в денежном выражении незначительно — на 5,9%.
Еще 10 июля 2022 года начал действовать очередной пакет санкций Евросоюза, который запрещает экспорт в Россию грузовиков и спецтехники. Помимо специального автотранспорта под запрет подпали бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, гусеничные тракторы, а также техника для перевозки грузов на небольшие расстояния, работающая в портах, аэропортах и на складах. На смену некоторым западным производителям в этом году пришли китайские, в частности LiuGong, Zoomlion, Shantui Construction Machinery и HBXG (бренд Shehwa). Их машины дешевле российских аналогов, поскольку у них проще конструкция, а масштабы производства кратно больше, что снижает себестоимость продукции. По данным «Росспецмаша», если в 2019 году китайской дорожно-строительной техники было ввезено на 40 млрд рублей, то только за пять месяцев 2022-го — на 54 млрд, больше, чем отечественные производители продали за девять месяцев, включая сверхуспешные август и сентябрь.
«Производители из ряда стран прибегают к демпингу, пытаясь занять нишу западных компаний, часть которых ушла с российского рынка, что негативно влияет на наше производство: мы могли бы в этом году прирасти и больше, — пояснил “Эксперту” заместитель директора ассоциации “Росспецмаш” Вячеслав Пронин. — При этом у китайских поставщиков нет централизованных сервисных центров и гарантий поставок запчастей, обучения операторов и прочих возможностей, которые предоставляют российские производители».
Но, как выяснилось, ряд западных производителей продолжает загадочным образом поставлять спецтехнику в Россию, главным образом бульдозеры. В частности, по данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев этого года польский поставщик бульдозеров Dressta почти вдвое увеличил поставки по сравнению с тем же периодом прошлого года (15 единиц против 9 годом ранее). Продает их работающая на территории РФ дилерская компания «Ферронордик машины» с польских заводов Stalowa Wola. Среди них и наиболее востребованные модели мощностью свыше 100 л. с (TD-15M, TD-25М и TD-40Е). Немецкий производитель спецтехники Liebherr через официального дистрибьютора ООО «Либхерр-Русланд» продал за девять месяцев этого года 90 единиц бульдозеров, что немногим меньше досанкционного периода (97 единиц в прошлом году). Он предлагал пять моделей своих бульдозеров марки PR — все выше 100 л. с. При этом производители из стран, которые ввели санкции против России, открыто участвуют в выставках техники. «Продукция европейских производителей может попадать на российский рынок через Белоруссию или Казахстан, — рассказывает Вячеслав Пронин. — Но, безусловно, проблемы с сервисом и запчастями в условиях санкций и затрудненной логистики для покупателей обострятся». Более того, 31 июля Евросоюз в седьмом пакете санкций запретил ввоз в Россию двигателей с общей выходной мощностью 298 кВт и более, приравняв их к продукции двойного назначения. Этим параметрам соответствуют как минимум три двигателя — TD-40Е (Cummins QSK19, 522 л. с.) компании Dressta, PR 766 (Liebherr D9508, 422 л. с.) и PR 776 (Liebherr D9512, 768 л. с.) компании Liebherr. Правда, эти двигатели поступили в Россию в составе бульдозеров: за девять месяцев Dressta поставила таковых четыре, а Liebherr — 48.
Ассоциация «Росспецмаш» считает, что важно защитить внутренний рынок от импорта за счет введения антидемпинговых мер, требования обязательного сервисного сопровождения и повышения ставок утилизационного сбора для ввозимой спецтехники.