Перечислим: «крупняк», включая нефтегаз. РЖД, «Газпром», «Роснефть», «НоваТЭК».
Более мелкие предприятия обрабатывающей промышленности, импортозамещающие то, что ушло вместе с западными поставщиками.
Стройка. Транспорт. Оборонно-промышленный комплекс.
Парадоксальным образом мы видим, что для хода инвестиционного процесса и в 2023 году есть все предпосылки: есть те, кто готов вкладывать, есть проекты для инвестиций, есть и внутренние деньги. Есть и ответ на вопрос, зачем это делать: для технологического суверенитета, для независимости, для роста добавленной стоимости и доходов.
Конечно, негативных прогнозов не занимать, и вероятность, что они сбудутся, есть. Но в пользу позитивного прогноза по-настоящему много доводов.
Замедление спроса на сырье в мире действительно проблема. Но такие спады цикличны, за замедлением спроса всегда идет рост. Крупные компании стараются готовиться к этому.
Государство пока не снижает расходов, чем действительно помогает экономике. План заимствований для пополнения бюджета на 2023 год — 3,5 трлн рублей.
На очереди новые российские территории, которые потребуют восстановления, а значит — стройматериалов и техники.
В этом году должен завершиться «развод и дележ имущества» между Россией и западным бизнесом. ЦБ фиксирует любопытный факт по итогам ноября‒декабря 2022 года: спрос на «токсичную» валюту демонстрировали «клиенты, выкупающие бизнес у компаний из недружественных стран, вынужденных уйти с российского рынка из-за санкций». То есть бизнес западных владельцев весь прошлый год был в подвешенном состоянии. Его переход в руки новых владельцев, по идее, должен запустить новые инвестиции в эти активы — хотя бы на поддержание и обновление.
Кстати о западных инвестициях. Мы давно уже «живем на свои»: в структуре инвестиций иностранные источники еще в 2021 году занимали менее 3%.
Можно предположить, что к концу прошлого года бизнес окончательно смирился с новой реальностью и начал действовать уже исходя из нее. Это подтверждает ЦБ в очередном «Мониторинге отраслевых финансовых потоков»: «Объем финансовых потоков в декабре [2022 года] значительно увеличился относительно ноября [2022 года], что косвенно указывает на усиление экономической активности в конце года. Объем входящих платежей, проведенных через платежную систему Банка России, за декабрь 2022 года был на 11% выше среднего уровня III квартала. Без учета добычи, нефтепродуктов и государственного управления объем поступлений увеличился на 9,2%. Во всех группах отраслей отмечалось увеличение входящих финансовых потоков, превышающее обычный декабрьский сезонный рост. Такая динамика платежей… может объясняться увеличившимся объемом финансовых транзакций, которые могли быть ранее отложены из-за высокой неопределенности». Причем в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос, в декабре наблюдалось значительное превышение объема поступлений над средним уровнем III квартала, подчеркивают в ЦБ.
Совсем скоро мы увидим, закрепились ли эти тенденции. Хочется верить, что да.