Объемы поддержки, которую бизнесу через ВЭБ и его «дочки» окажет государство, запланировали еще в 2021 году в рамках принятия стратегии ВЭБ до конца 2024 года. Согласно этому плану Группа развития вместе с участвующими в проектах коммерческими банками должна обеспечить поддержку экономики в размере 17 трлн рублей. «К началу 2023 года всеми организациями развития вместе с коммерческими банками запущена и оказывается поддержка на сумму 11 триллионов», — сообщил Шувалов, добавив, что планы могут меняться и сумма может оказаться выше.
Сейчас ВЭБ готовит перечень направленных на технологическое развитие проектов, которые будут финансироваться в 2023–2024 годах. В прошлом их в основном поддерживал Фонд развития промышленности (ФРП), но он мог выделять весьма ограниченные средства. У всей совокупности институтов развития возможностей больше, и ВЭБ считает, что ему по силам брать на себя дополнительные риски. «Мы обсуждаем с Министерством промышленности и торговли, как запустить новую линейку проектов, при которой мы будем полагаться на компетенции ФРП, но брать риск на баланс ВЭБ, с тем чтобы замещать заемные средства ФРП средствами ВЭБ», — пояснил Шувалов.
В проектах, связанных с технологическим развитием, планируется также широко использовать механизмы Фабрики проектного финансирования.
По словам Шувалова, «в настоящий момент ВЭБ и коммерческие банки, с участием которых ведется фабрика проектного финансирования: Сбер, ВТБ, Газпромбанк и Промсвязьбанк, — имеют минимум два триллиона рублей свободных средств, для того чтобы поддержать проекты». Он, впрочем, посетовал, что деньги есть, а готовой проектной документации нет. Кроме того, по мнению главы ВЭБа, необходимо изменить риск-модель оценки новых проектов, распределив риск между ВЭБом, коммерческим банком и инициатором проекта и оценивая результат по портфельному принципу, а не по отдельно взятым проектам. Такой вариант ВЭБ обсуждает с правительством.
Второй линией ВЭБа является продвижение системы государственно-частного партнерства (ГЧП) и любых форм концессий для привлечения инвестиций в развитие городов. «В таких проектах мы должны задавать определенные стандарты, а не только следовать устоявшимся стандартам в странах ОЭСР или “большой семерки”», — заявил Шувалов. По его словам, как в палатах Федерального собрания, так и у экспертов сложное отношение к ГЧП.
«Однако должен вам сказать, что обустройство российских городов без использования всех возможных источников, включая ГЧП, невозможно, — полагает Шувалов. — Да, многие считают, что это неверно: брать деньги у коммерческих банков, платить проценты и таким образом давать возможность заработать банкам и кому-то из инвесторов. Однако волшебства ждать не стоит. Публичные источники мы можем долго ожидать, но вряд ли будет конкретная работа».