«Яндекс» раскачивался долго. Еще в феврале 2019 года в компании начали прорабатывать расширение шерингового направления в сторону транспорта последней мили — тогда рассматривали и электроскутеры, и велосипеды, и собственную разработку оригинальных транспортных средств. Менеджерам явно застил глаза пример конкурентов: каршерингов «Делимобиль» и YouDrive, развивавших с весны 2018-го свои службы кикшеринга. Но корпорация не стартап, думают здесь многие и долго, так что первые электросамокаты с лого «Яндекс Go» появились в столице только в июле 2021 года, когда рынок уже был поделен, и не филиалами каршеринговых компаний, а стартапами Whoosh и Urent, занимавшими тогда 80% рынка.
Сейчас доля этой пары ниже, но «Яндекс» по сей день третий: так, в 2022 году в Москве его самокатами пользовались, по данным дептранса правительства Москвы, 1 млн человек против 1,2 млн у Urent и 2 млн у Whoosh, а количество поездок в день составило 36 тыс. против 42 и 72 тыс. соответственно. Для достижения же лидерства требуется нечто большее, чем гибкость или, наоборот, простота тарифной сетки. И таким прорывом решили сделать самокат собственной разработки.
Не то чтобы «мировой стандарт» кикшеринга, самокат Ninebot Max Plus, совсем плох. К тому же благодаря массовому (сотни тысяч в год) производству он недорог. Впрочем, производитель постепенно наращивает цену и совсем уже бессовестно наживается на запчастях и расходниках. А главное, за те несколько лет, что он выпускается, накопился большой опыт его использования, позволяющий утверждать: можно сделать снаряд для кикшеринга лучше.