Новость вызвала шок у ряда экспертов, поскольку этот закон описывает правила и порядок проведения торгов на бюджетные средства, от которых зависят многие частные компании. По замыслу, он также нацелен на установление честной конкуренции между участниками госзакупок. На деле же это удается не всегда. «Те, кто воровал, как говорится, кто нечистоплотно себя вел, кто отдавал подряды своим карманным компаниям, они и в рамках 44-го закона находят пути. А добросовестные компании и подрядчики страдают», — сказала Валентина Матвиенко, имея в виду привычные для участников госзакупок проблемы, а именно манипулирование ценами контрактов, которые в итоге обходятся бюджету дороже, плохое их исполнение непрофессиональными подставными компаниями, написание условий контракта под конкретного исполнителя и прочие нарушения, на корню губящие конкуренцию.
За десять лет существования ФЗ-44 было принято 87 федеральных законов, которыми в него внесены сотни поправок. Но полностью пресечь коррупцию при госзакупках он не позволяет, считает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов: «Это один из самых плохих законов страны, несущий большой вред экономике и конкуренции, поскольку процедуру ставит выше результата закупок. Из трех возможных способов закупки около 80 процентов госзакупок происходят по принципу аукциона на понижение цены, но и это не мешает чиновникам манипулировать ценами. Счетная палата РФ даже признала 60 процентов аукционов по ФЗ-44 фикцией». Под манипулированием ценами понимается ситуация, когда заказчик в самом деле открыто объявляет аукцион и выставляет цену, больше которой никто из продавцов предложить не может. «Но цена определяется чиновником самостоятельно, высчитывается якобы средняя цена, которая в действительности оказывается выше рынка, а победителем становится компания, предложившая не реально наименьшую цену, а ту, какую установил чиновник», — говорит Алексей Ульянов.
Чаще всего через систему госзакупок государственные и муниципальные заказчики проводят подряды на строительство и ремонт, закупку спецтехники, лекарств и медоборудования, школьного инвентаря и питания (оборонзаказ регулируется другим законом) и пр. Через закон о госзакупках проходит до трети ВВП страны, поэтому его полная отмена обернется параличом госзакупок, уверен заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. «Мораторий на применение 44-го закона приведет к катастрофе и к еще большему расцвету коррупции, — говорит он. — Но с другой стороны, когда в отношении страны развязана настоящая экономическая война, ресурсы экономики ограниченны и прежней открытости нет, нам нужна другая контрактная система и новый закон о государственных закупках, дающий большую свободу государственному заказчику и участникам торгов». Похоже, Совет Федерации все же направит в правительство компромиссный вариант, без полного моратория на весь ФЗ-44. В частности, вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев пояснил на прошлой неделе журналистам, что мораторий может быть наложен на обязанность проведения сложных, длительных видов закупок (аукционов), которые заменят на более быстрый и простой запрос котировок.