«Ой, где мой смартфон?!» Тревога по поводу отсутствия доступа к своему мобильному гаджету уже почти стала медицинским диагнозом. В научной среде эти страхи получили название «номофобия» (от англ. No Mobile Phone Phobia). Термин этот появился несколько лет назад в Великобритании, когда в ходе опросов выяснилось, что более половины британцев испытывают беспокойство, если не могут пользоваться личным смартфоном. И сейчас, например, Американская психиатрическая ассоциация обсуждает вопрос включения номофобии в список распространенных психических расстройств.
Но даже при такой серьезной зависимости современного человека от смартфонов рынок этих устройств, а также другой компьютерной техники переживает беспрецедентное падение. По данным международной аналитической компании IDC, по итогам прошлого года всего в мире было продано 1,205 млрд смартфонов — на 11,3% меньше, чем годом ранее, и это самое серьезное снижение рынка за последние десять лет. При этом маркетологов буквально обескуражили данные по четвертому кварталу ушедшего года: обрушение спроса на смартфоны составило 18,3% по сравнению с четвертым кварталом 2021-го — такого падения не было за всю историю существования рынка. Пикируют и продажи персональных компьютеров: по данным Canalys, глобальный объем продаж ПК в 2022 году упал на 16%, до 285 млн единиц. А в четвертом квартале прошлого года отгрузки ПК рухнули на беспрецедентные 29%. И это при том, что еще годом ранее спрос на смартфоны и ПК переживал беспрецедентный взлет.
Взлет перед падением
Смартфоны начали распространяться в начале 2000-х годов, и к началу 2020-х они превратились в массовое бытовое устройство: исследования говорят о том, что сейчас в мире порядка 60% населения имеют смартфоны. По данным отчета Newzoo, по этому показателю лидируют США, 82% населения которых имеют такой гаджет, Россия в этом рейтинге находится на седьмом месте (68,5%), а в нижних строчках значатся такие страны, как Пакистан, где только 18% населения имеют в личном распоряжении подобную технику.