Университет — это особое государство

Александр Механик
обозреватель «Монокль»
19 февраля 2023, 12:39

О своем видении путей развития классического университета в современных условиях рассказывает ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, член-корреспондент РАН Елена Загайнова

пресс-служба ННГУ
Ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, член-корреспондент РАН Елена Загайнова
Читайте Monocle.ru в

Более десяти лет назад автор этих строк обратил внимание на то, что ученые, связанные с вузами Нижнего Новгорода, получают больше мегагрантов, чем в любом другом научном центре России, кроме Москвы и Петербурга (см. «Нижегородская уния», «Эксперт» № 23 за 2011 год). В числе этих вузов была и Нижегородская медицинская академия, получившая грант на разработку самых современных методов исследования механизмов физиологических и патологических процессов в живых системах на основе использования флюоресцентных белков. В академии эти работы вела заместитель директора Научно-исследовательского института прикладной и фундаментальной медицины, доктор медицинских наук Елена Загайнова, которая в 2019 году была избрана членом-корреспондентом РАН, а в 2020-м стала ректором Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, одного из ведущих университетов России.

Мы встретились с Еленой Вадимовной, чтобы узнать, каким ей видится развитие университета и как обстоят дела с ее собственными научными исследованиями.

— Я продолжаю заниматься биофотоникой, которой занималась и десять лет назад, когда мы с вами встречались, использованием методов фотоники для диагностики и лечения. Это область экспериментальной онкологии с разработкой новых методов диагностики — безвредной, но очень информативной.

Последние несколько лет в центре моего внимания исследование времени жизни флюоресценции: выявление не просто свечения, а фиксация именно времени свечения. У нас с вами, как и у всех живых существ, есть эндогенные флюорофоры, отвечающие за метаболизм, и по времени их флюоресценции мы всегда знаем тип метаболизма. Он может быть окислительно-фосфорилированным, присущим нормальным здоровым клеткам, или гликолитическим: гликолиз бывает хорошим (когда здоровые клетки делятся) или плохим (когда это онкология). Но оказалось, что гликолиз еще присущ стволовым клеткам, когда они размножаются. То есть иногда такой метаболизм — это тоже хорошо. По этим метаболическим сдвигам можно либо выявить рак, либо установить дифференцировку стволовых клеток.

А вторая моя любовь — это регенеративная медицина. Сейчас я веду исследования по фундаментальным аспектам, например по регенерации печени, по тому, как запускать этот механизм в зависимости от фазы болезни.

Приоритетное направление — регенерация при онкологических заболеваниях, когда очень важно, чтобы лечение онкологии не навредило всему организму.

Конечно, нельзя обойти и тему стволовых клеток, стимуляции регенеративных процессов у стареющих людей именно как элемента лечения. Здесь работает принцип «помоги себе сам». Не обязательно лечить само заболевание, если мы научимся стимулировать регенерацию.

Мне также очень интересна тема лечения сахарного диабета, а именно то, что связано с островками поджелудочной железы. Здесь объединяются наши семейные научно-медицинские интересы: мой муж, известный трансплантолог, гепатолог, хочет внедрить в России разработанную технологию забора, выделения и пересадки островков поджелудочной железы. Сейчас идет активный подбор методов их инкапсуляции в специальные полимерные капсулы, которые позволят этим островкам жить в организме другого человека хотя бы год. Это позволит пациенту не делать постоянные инсулиновые инъекции — у него будет своя инсулиновая фабрика.

Наши проекты

— Вы уже три года как стали ректором. Ваш университет называется исследовательским — что это значит для вас и для ННГУ?

— Это означает, что образование в нашем университете идет от науки, от исследований. Все наши профессора, все наши преподаватели обязательно ведут научную деятельность. И это позволяет нам участвовать в программах развития университетов именно по исследовательскому треку. Например, отправляя заявку на участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», которую реализует Минобрнауки, мы, ни минуты не сомневаясь, пошли именно в трек «исследовательское лидерство». В нем участвуют все ведущие университеты страны. Причем мы вовлекаем в исследовательскую работу все наши многочисленные факультеты и институты — как естественные, так и гуманитарные.

В программе развития Университета Лобачевского мы выделили четыре стратегических проекта, и именно наука — их фундаментальная основа. Во-первых, это проект «Здоровое поколение», посвященный изучению масштабной и такой актуальной сегодня теме — особенностям старения человека, заболеваниям, связанным со старением, реабилитации и предотвращению разного рода нежелательных возрастных явлений. В реализации этого проекта участвуют несколько наших подразделений: Институт биологии и биомедицины (ИББМ), факультет физической культуры и спорта, созданный недавно Институт клинической медицины, Высшая школа реабилитации и здоровья человека и другие.

Буквально в конце января мы объявили об открытии в ННГУ Института биологии старения. По сути это НИИ, первый такой в нашей стране, и создан он именно у нас, поскольку Университет Лобачевского является одним из лидеров в исследованиях старения.

Второй стратегический проект — «Комфортная окружающая среда» — это про климат, про экологию, геофизику. Участниками являются специалисты физического и радиофизического факультетов, ИББМ и других подразделений, а также наших внешних партнеров в рамках коллабораций, в частности Института прикладной физики РАН. На основе искусственного интеллекта и моделирования мы разрабатываем систему предсказаний опасных явлений погоды, например грозовых явлений, порывистых ветров, пожаров, причем за очень короткий предшествующий такому явлению период. Это позволит решать многие вопросы безопасности оперативно и предупреждать негативные последствия.

Понимая важность радиофизики для развития радиолокации, выдающиеся ученые, сотрудники Горьковского государственного университета (ГГУ) А. А. Андронов (1901‒1952), М. Т. Грехова (1902‒1995) и Г. С. Горелик (1906‒1956) еще в 1941 году обратились к правительству с инициативой об организации в ГГУ радиофизического факультета. А в сентябре 1941-го Андронов и Грехова пишут письмо на имя Сталина, где говорят о необходимости подготовки специалистов по радиолокации. 29 июня 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление об организации в ГГУ радиофизического факультета

Одно из приоритетных для нас направлений в рамках проекта «Комфортная окружающая среда» — исследование воды Волжского бассейна, уровня ее загрязнения, состояния планктона и так далее. Мы ведем совместные исследования с коллегами из других нижегородских вузов, а также продуктивно сотрудничаем с Астраханским государственным университетом, с Институтом биологии внутренних вод имени Папанина Российской академии наук. Все мы живем на Волге, связаны с ней, поэтому это наша любимая, важная тема.

Третий проект нашей программы развития в рамках «Приоритета 2030» — «Фундаментальные основы технологий будущего». Если обобщить, то он направлен на формирование заделов для опережающего технологического развития нашей страны. Это совершенствование гиротронов*, это новые виды космической связи и лазерные системы, это возможности искусственного интеллекта, это развитие мемристоров и вычислительных систем на их основе. Стратегический проект реализуется большим числом наших подразделений, в их числе физический, радиофизический и химический факультеты, Институт информационных технологий, математики и механики (ИИТММ), Научно-исследовательский физико-технический институт (НИФТИ), НИИ химии, НИИ механики, НИИ нейронаук и другие.

И четвертый проект — «Креативная личность». Важно, что он объединил специалистов нашего гуманитарного блока: факультета социальных наук, Института филологии и журналистики (ИФИЖ), Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ), Института экономики и предпринимательства (ИЭП), других подразделений, а также наших естественников. Это действительно междисциплинарное направление, призванное выявить основы креативности личности, причем у людей разных возрастов и разных сфер деятельности.

В рамках этого проекта в конце прошлого года мы открыли Высшую школу искусств и дизайна. Это позволит университету постепенно начать подготовку востребованных специалистов для креативных индустрий. Высшая школа искусств и дизайна ННГУ включает в себя четыре отделения, которые будут запускаться поэтапно. Диапазон направлений подготовки обширный — от мультимедийных технологий до арт-менеджмента и режиссуры.

* Гиротрон — электровакуумный СВЧ-генератор, представляющий собой разновидность мазера на циклотронном резонансе.

Передовая инженерная школа

— Известно, что вы развиваете в университете не только классические направления, но и инженерные специальности…

— Действительно, в прошлом году мы вошли в число победителей конкурса Минобрнауки России и у нас стартовал проект «Передовая инженерная школа» (ПИШ). Направлен он прежде всего на развитие новых инженерных специальностей. Мы рискнули заявиться на этот проект, несмотря на то что ННГУ — классический университет, потому что решили, что у нас достаточно оснований для этого: три физических факультета (радиофизический, физический факультет, Высшая школа общей и прикладной физики), а также профильные научные подразделения — Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ), уже упомянутые НИФТИ, ИИТММ, НИИ механики. Все это в совокупности позволяет «перезагрузить» наше физическое образование и часть студентов направить именно по инженерному треку. Наша инженерная школа называется «Космическая связь, радиолокация и навигация», и это не случайно. Нижний Новгород — один из признанных центров радиофизики и радиолокации. Основы были заложены знаменитой Нижегородской радиолабораторией и развиты созданием в нашем университете первого в стране радиофизического факультета в 1945 году.

Важная особенность: в инженерные школы студенты приходят именно с работодателями. Что это значит? Партнерами ПИШ ННГУ стали предприятия госкорпораций «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», концерна ВКО «Алмаз‒Антей», а также компании IT-направления, и вместе с ними мы будем готовить для них кадры. Наши партнеры помогают в открытии новых университетских лабораторий, принимают студентов на стажировку, а также выступают в качестве непосредственных заказчиков специалистов и научных разработок для своих производств. Более того, с нашей помощью они собираются заниматься профориентацией, чтобы привлекать молодежь к инженерным специальностям: это непросто, они забыли, как это делать, поэтому наша помощь, наш опыт им очень нужны.

— Продвижение инноваций сейчас стало важнейшей задачей российской науки. Как это у вас получается?

— У нас есть даже отдельный проректор по инновациям. И поверьте, у него очень большой объем работ. Сейчас недостаточно, чтобы ученые провели исследование, написали и издали научную статью. Необходимо получить патент, закрепляющий достижения, а патент необходимо продать. У вуза появились даже отдельные KPI не по количеству патентов, а именно по количеству средств, полученных от их продажи. И в ННГУ создан Центр трансфера технологий, который призван полученные нашими учеными патенты доводить до ума, до коммерческой привлекательности. Сейчас, в эпоху импортозамещения, это как никогда актуально. Еще в начале 2022 года мы провели внутренний аудит наших разработок, определили список научных проектов в самых разных областях (медицинское приборостроение, пищевая промышленность, микроэлектроника, ВПК и так далее), готовых к внедрению в течение двух лет. Помимо этого появляются новые насущные задачи, например от региона.

Современный классический университет — это такое отдельное государство, в котором есть все, что может заинтересовать и студентов, и преподавателей, и научных работников. ННГУ проживает уже второе столетие, он чтит свои традиции и при этом меняется

Медицина в классическом университете

— У вас ведь в университете развивается и медицинское образование…

— Медицинское образование в Университете Лобачевского уже отметило свою первую пятилетку и продолжает активно развиваться. Начиналось все с прославленного биологического факультета, который вырос в Институт биологии и биомедицины. Первые медицинские специальности появились в университете шесть лет назад — «медицинская кибернетика», «медицинская биохимия» и «медицинская биофизика». Специалисты, подготовленные по этим направлениям, — это исследователи, способные решать сложные, специфические задачи. По сути, это штучный товар.

Но вот уже четвертый год, как у нас получают образование будущие классические медики по специальностям «лечебное дело» и «стоматология». Эти направления очень популярны у иностранных студентов — изначально развитие медицинского образования в ННГУ и было связано с привлечением молодых людей из других стран, которым интересно образование в России и возможность получения международного диплома. И это тоже KPI университетов.

Пока у студентов были теоретические специальности — биология, анатомия, гистология, химия, физика, они вполне комфортно жили внутри ИББМ. Но когда начались клинические дисциплины, стало очевидно, что медикам необходима принципиально иная организация образовательного процесса: им нужна практическая клиническая база, и возглавлять это направление должен именно медик. Так что в конце прошлого года мы вывели наше медицинское образование в отдельное подразделение, создав в структуре университета Институт клинической медицины и с его появлением надеемся на расширение медицинских научных исследований.

Особенности регионального сотрудничества

— А как выстроены ваши связи с регионом, какие задачи решаются совместно?

— Четыре года в нашем регионе действует Нижегородский научно-образовательный центр (НОЦ), объединяющий ведущие вузы и научные центры, а также промышленные предприятия. И Университет Лобачевского — один из ведущих, крупнейших участников НОЦ. Как ректор я с самого начала была погружена в его работу, ведь НОЦ решает задачи регионального и федерального уровня — создает условия для связи науки и практики, помогает разработкам ученых становиться готовой технологией или продуктом. Да, это непросто, но совместными усилиями, при непосредственном участии руководства региона мы решаем эту задачу.

Еще один глобальный проект, где ННГУ не просто участник, а главный инициатор, — создание в Нижнем Новгороде Инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Квантовая долина». Постановление о его создании было подписано в декабре 2021 года председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Так наша инициатива получила одобрение на федеральном уровне.

«Квантовая долина» — беспрецедентный для Нижегородской области проект, тем более что ведущую роль в его реализации (инициатива, создание фонда и управляющей компании, научная база) играет региональный вуз. Первые десять резидентов ИНТЦ уже появились, идет активный поиск инвесторов, проект лично курирует губернатор Глеб Никитин.

В структуре «Квантовой долины» Университет Лобачевского планирует создать современную медицинскую клинику — для ее строительства уже определен земельный участок. Клиника задумана многопрофильной: она призвана оказывать высокотехнологичную помощь населению, стать базой образования и приобретения практических навыков для наших студентов-медиков, а также местом апробации научных разработок.

И конечно, нельзя не сказать о третьем масштабном проекте, в котором ННГУ играет важную роль, — это строительство в областном центре межвузовского кампуса. Нижний Новгород — университетский город, здесь много вузов, много студентов, большое количество различных предприятий, которые нуждаются в молодых специалистах. Запрос на современные образовательные пространства и общежития колоссальный, а глобальная нехватка IT-кадров определила характер межвузовского кампуса: прежде всего подготовка специалистов для IT-сферы.

Университет Лобачевского участвует в реализации этого проекта своей территорией, кадрами, образовательными продуктами. Уже подготовлен архитектурный эскиз кампуса, идет расчет проектной документации, котлован начнут рыть этой весной, а в 2025 году кампус должен быть построен.

— А собственные проекты у региона есть какие-то, кроме этих общефедеральных?

— Сегодня регионы активно развиваются именно в рамках федеральных программ и проектов. Причем важна именно сцепка регион — вуз — промышленность. Мы должны слышать и понимать друг друга, действовать сообща, только так эффективно решаются задачи.

Безусловно, университет взаимодействует и с конкретными предприятиями, готовит для них кадры, выполняет исследования, разрабатывает технологии.

Научные школы

— Ваш университет известен выдающимися научными школами. Какие бы вы особо выделили и как вы их поддерживаете?

— Традиционно, как я уже отметила, у нас очень сильная школа радиофизики. Помимо первого в стране радиофизического факультета мы по праву гордимся и первым факультетом вычислительной математики и кибернетики (ВМК), который появился у нас в далеком 1963 году. Его основателем стал Юрий Неймарк, и именно его имя было дано образовательной экосистеме, созданной в рамках пилотного проекта по запуску в Нижнем Новгороде IT-кампуса.

Как раз в наступившем 2023-м мы готовимся отмечать шестидесятилетний юбилей легендарного ВМК, правопреемником которого стал наш ИИТММ.

Именно ИИТММ является хранителем традиций большой математической школы и на базе глубокого математического образования готовит высококлассных IT-специалистов, реализует проекты по искусственному интеллекту.

У нас сильная школа лазерных технологий под руководством профессора Михаила Бакунова. В числе его партнеров институты РАН, Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ‒ВНИИЭФ) и другие научные центры страны и мира.

Хорошо растет и дает результаты наша химическая наука, обогатившаяся за последние несколько лет молодыми кадрами. Ученые химического факультета и НИИ химии — постоянные герои научных новостей.

Перспективными являются исследования наших ученых из ИББМ и НИИ нейронаук. Это и разработка темы старения человеческого организма, и изучение нейродегенеративных заболеваний, и создание экзоскелетов, и многое другое.

Активно развивается направление, связанное с мемристорами*, ученые Университета Лобачевского совместно с партнерами из ведущих научных центров и университетов России разрабатывают новую элементную базу микроэлектроники, которая позволит сделать искусственный интеллект еще сильнее, приблизить его к возможностям человеческого мозга.

Перспективных направлений в естественно-научных дисциплинах много, нет возможности перечислить в интервью все. Отмечу, что большие надежды я (как ректор и как медик) возлагаю на серьезное развитие наших клинических, медицинских исследований. Сейчас они идут в русле изучения сердечно-сосудистых заболеваний, ранних инфарктов, онкологии, регенеративной медицины и особенно регенеративных процессов у пациентов с онкологией.

Наконец, особые усилия мы направляем на развитие гуманитарных научных школ. Наш юридический факультет, имеющий прославленную историю, сейчас переживает этап обновления. Динамично развивается факультет социальных наук: научные публикации о достижениях психологов, психофизиологов и киберпсихологов ННГУ постоянно появляются в специализированных рецензируемых журналах, а новости об их разработках выходят в федеральных и региональных СМИ. Это и диагностика синдрома эмоционального выгорания, и система определения психофизиологического состояния человека-оператора, управляющего сложными системами, например машиниста поезда, и многие другие направления.

* Название «мемристор» происходит от двух слов — memory и resistor. В отличие от обычного резистора мемристор обладает своеобразной памятью.

Университет и бизнес

— Одно время была популярна концепция университета 3.0, которая предусматривала сочетание образования, науки и бизнеса. Как у вас поддерживается бизнес-активность студентов, преподавателей, научных сотрудников? Есть ли малые предприятия вокруг университета?

— Вы совершенно правы, этот был очень активный период, у нас было создано довольно много малых предприятий, часть из них сейчас действует, часть — нет. Но вот такой четкой, триединой модели создать не получилось: образование и наука были и остаются нашими основными видами деятельности. Есть еще «третья миссия» университетов, но это гораздо шире и полнее, чем ориентация только на предпринимательство.

Большое значение приобрели soft skills — «мягкие компетенции», идущие в дополнение к основным профессиональным знаниям и навыкам. Определенный набор таких компетенций работодатели хотят видеть у своих сотрудников — наших выпускников. Вот на это мы и нацелены: наши студенты в процессе учебы имеют возможность формировать soft skills. Есть в университете и факультативные курсы по предпринимательским компетенциям, проводятся различные конкурсы, ННГУ участвует в федеральных программах и получает гранты. Так, осенью прошлого года наш университет вошел в список 60 вузов, победивших в конкурсе на получение грантов и создание «предпринимательских точек кипения». Кроме того, Университет Лобачевского стал одним из победителей конкурсного отбора по организации акселерационных программ поддержки студенческого предпринимательства в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». И это только пара примеров.

У наших студентов есть возможность выбрать: делать научную выпускную квалификационную работу (диплом) или создать диплом как стартап, то есть по итогу обучения предложить свою бизнес-идею.

— А как вы строите сотрудничество с бизнесом, который берет ваших студентов, который помогает им определиться со специальностью?

— Есть очень продвинутый бизнес, заинтересованный в квалифицированных кадрах и ориентированный на тесную работу с вузами. Как правило, это IT-компании. Они знают, что им нужно, и приходят с конкретным запросом: «Мы хотим получить таких-то специалистов, а для этого мы готовы оснастить на площадке университета брендированную лабораторию, мы готовы предоставить наших специалистов в качестве преподавателей, мы готовы принимать студентов на практику и стажировку». В ННГУ активно действует IT-совет, объединяющий 20 компаний, и они заинтересованы в наших выпускниках, потому что знают их уже с первого курса.

Университет взаимодействует с банковским сектором, например со Сбером. У нас выстроены хорошие отношения с «Росатомом», мы готовим специалистов по запросу госкорпорации — недаром на базе ННГУ существует структурное подразделение РФЯЦ‒ВНИИЭФ — научно-исследовательское математическое отделение № 63.

А если бизнес не очень продвинутый, не совсем понимающий, какие специалисты ему нужны сегодня и завтра, мы помогаем ему эти потребности конкретизировать. С марта 2022 года в Университете Лобачевского действует Управление развития компетенций и карьерного проектирования, объединившее в себе Центр карьеры и Центр компетенций. В управлении работают прекрасные специалисты, и итоги прошлого года говорят сами за себя: 75 процентов выпускников Университета Лобачевского 2022 года были трудоустроены в тот же год. И наибольший процент занятости выпускников наблюдается на радиофизическом и юридическом факультетах, а также в Институте информационных технологий, математики и механики.

Могу сказать, что мы приглашаем бизнес к диалогу, открываем для него двери и готовы к любым формам сотрудничества.

Сохраняя традиции

— Каковы, на ваш взгляд, основные особенности вашего университета, которые должны делать его привлекательным для студентов, абитуриентов, преподавателей, научных сотрудников?

— Я бы сказала, что современный классический университет — это такое отдельное государство, в котором есть все, что может заинтересовать и студентов, и преподавателей, и научных работников. ННГУ проживает уже второе столетие, он чтит свои традиции и при этом меняется. У нас сохранились научные школы и плеяда выдающихся профессоров, открываются новые факультеты, создаются современные лаборатории.

Мы открываем свои двери не только для абитуриентов — выпускников школ, с 2021 года у нас появился СУНЦ — Специализированный учебный научный центр, куда поступают школьники после девятого или десятого класса. Талантливые дети из районов Нижегородской области, субъектов Приволжского федерального округа и других регионов поступают к нам, выбирая одно из двух направлений: физико-математическое или химико-биологическое. СУНЦ — это серьезная подготовка к поступлению в вуз, это обязательные занятия в университетских лабораториях с научными руководителями, это подготовка собственного научного проекта, это первые шаги на пути исследователя.

У наших студентов есть возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения в университете, если результаты ЕГЭ не позволили поступить на интересующее направление специалитета, на многих факультетах можно получить среднее профессиональное образование, а потом, при желании, получить высшее.

ННГУ — национальный исследовательский университет, и это наша особенность, наше преимущество. Талантливый, заинтересованный первокурсник имеет все шансы стать частью команды исследователей, войти в группу разработчиков, учиться и делать первые шаги в науке под руководством ведущих ученых. У нас развито наставничество, преемственность, наши великие профессора открыты для молодых. Поверьте, это дорогого стоит. Привлечение молодых людей в науку — это тренд, часть государственной молодежной политики, и в этом отношении наш университет хорошо себя зарекомендовал.

И конечно, помимо учебы и науки жизнь университета безгранично разнообразна, и у каждого есть все возможности проявить себя. Это и спорт, и творчество, и волонтерская деятельность. Главное — быть активным и заинтересованным.