Минтранс России предложил организовать в этом году пилотные поставки угля в страны Азии по Енисею через Северный морской путь. Предполагается, что уголь из Кузбасса по железной дороге доставят в порты Красноярска и Лесосибирска, где погрузят на речные суда и отправят по реке на север до морского порта Дудинка, а там перевалят на крупные суда для транспортировки через акваторию Севморпути. Ведомство увидело в этом возможность решить проблему перегруженности БАМа и Транссибирской магистрали, на которые пришлась значительная часть объема перевозок после закрытия западного направления.
За прошлый год Россия экспортировала 201,7 млн тонн угля, на 6,8% меньше, чем в 2021 году. «В 2023-м ожидается снижение экспорта угля из России минимум на три процента год к году — как из-за отсутствия доступа к европейскому рынку, так и в связи с узкими местами железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, быстрая “расшивка” которых не предусмотрена инвестиционными планами железнодорожной монополии», — считают аналитики проекта NEFT Research.
Дорого, но важно
«Задача интересная и значимая. Но она требует комплексных решений, которые по плечу только правительству России во главе с курирующим развитие Севморпути вице-премьером Юрием Трутневым», — считает Сергей Кононенко, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации горнопромышленников России. По его словам, прежде чем приступить к полномасштабной реализации проекта, нужно проделать большую работу: увеличить речной и ледокольный флот, развить портовую инфраструктуру, навигацию и связь. Собственно, желание Минтранса провести первую поставку в эту навигацию выглядит как попытка оценить реальные возможности маршрута и по итогам принимать решение об инвестициях в инфраструктуру.