Андрей Гнидченко Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), кандидат экономических наук. 6 марта 2023, 00:00
Фокус санкционной политики коллективного Запада смещается с расширения санкций на ужесточение контроля за их соблюдением и разворачиванием вторичных санкций против стран, компаний и персон, позволяющих России обходить ограничения
Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в
Санкции западной коалиции против России в начале СВО были в первую очередь направлены против финансовой системы и логистики. Уже в феврале были оперативно заморожены международные резервы Банка России на сумму около 300 млрд долларов, запрещены поставки самолетов и запчастей к ним на российский рынок, а в марте сразу семь российских банков были отключены от SWIFT (позже список банков несколько раз расширялся), запрещены поставки в Россию долларов и евро, ограничен заход российских судов в порты Великобритании и Канады (в апреле к последнему запрету присоединились США и ЕС).
Параллельно разворачивались меры по запрету новых инвестиций в российскую экономику. США в марте запретили инвестиции в энергетический сектор, а в апреле — все новые инвестиции; к этим ограничениям присоединились Великобритания и Япония; ЕС в декабре в рамках девятого пакета санкций запретил инвестиции в металлургию и горную промышленность.
Прямые ограничения внешней торговли с Россией наиболее оперативно вводились со стороны США и других англосаксонских стран (США в марте запретили ввоз из России бриллиантов, водки, икры и морепродуктов, а Великобритания, Канада и Австралия ввели 35-процентные пошлины на широкий спектр российских товаров). Достаточно быстро всеми участниками коалиции, кроме ЕС, были введены ограничения на поставки в Россию товаров двойного назначения и электронных компонентов.
Полная версия этого материала доступна только подписчикам
Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Подписка за 0₽ в первый бесплатный месяц даёт доступ только к материалам выпусков, выходящих в течение этого месяца. Если вам нужен полный доступ к архиву, подписывайтесь на любой онлайн доступ от 390 рублей.
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка