Для российских птицеводов экспорт — чувствительная тема: когда в 2018 году страна впервые вышла на полное самообеспечение курятиной, начались и первые экспортные поставки, позволившие не допустить кризиса перепроизводства в новой подотрасли. Но экспортные объемы были символическими: каждая новая страна «открывалась» с большим трудом из-за периодических вспышек птичьего гриппа в России и в мире. Сейчас отечественные птицеводы экспортируют продукцию более чем в 25 стран, прежде всего в Китай, Вьетнам, а в последние годы и в страны Ближнего Востока. В лучшие годы экспорт рос на 40%, в прошлом году прибавил почти треть. Однако зарубежные потребители предпочитают в основном крылья, лапки и потроха, не востребованные российскими мясопереработчиками. «Тем более что с начала года экспорт остается на уровне первого квартала прошлого года, он не растет, в то время как производство бройлеров за три месяца увеличилось на два процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, так что вывоз за границу никак не может повлиять на цены для переработчиков, — говорит генеральный директор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева. — Наши производители стабильно обеспечивают поставки и в торговые сети, и переработчикам, а само предложение ограничить экспорт я считаю некомпетентным и губительным для отрасли». В Ассоциации компаний оптово-розничной торговли подтвердили, что крупные ретейлеры не испытывают проблем с поставками бройлера.
Эксперты согласны с тем, что в мае этого года, впервые с 2014-го, тушки бройлера стали стоить дороже лопатки или окорока свинины, полутуши которой за последние месяцы даже дешевеют в связи с ростом ее производства. Поэтому, по словам Николая Аксенова, отдельные мясокомбинаты начали заменять в составе колбасных изделий мясо птицы свининой. «Но, к сожалению, не во всех рецептурах можно произвести замену. Мясопереработка уже везде, где было возможно, ее произвела», — говорит Николай Аксенов. «Когда это потребитель жаловался, что ему вместо курицы дают свинину?! — изумлена Галина Бобылева. — Такие отпускные цены — явление временное, вскоре именно повышение спроса на полутуши свинины со стороны мясокомбинатов и выровняет ситуацию».
Как полагает Николай Аксенов, одной из причин повышения цен на бройлеров могут быть скрытые проблемы с производством. Дело в том, что в апреле голландский производитель оборудования для убоя, разделки, обвалки и переработки домашней птицы Meyn прекратил работу в России, а от него оказались технологически зависимы до 70% российских производителей, выпускающих до 90% бройлера в стране. В частности, в мае ведущий производитель мяса птицы и второй по объемам его экспортер группа «Черкизово» уведомила некоторых оптовых покупателей о том, что «в связи с техническим сбоем на производственной площадке не будет выполнен заказ по сегменту “Птицеводство” на дату поставки 24 мая 2023 года». Аналогичные письма посылала птицефабрика «Северная» группы «Продо». По словам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, проблема с заменой оборудования, безусловно, есть, однако компании активно ищут аналоги как за рубежом, так и у наших станкостроителей. «Но пока мы не можем сказать, в какой степени технические сбои влияют на замедление темпов производства и тем более на отпускные цены: слишком много факторов, да и увидеть эффект можно только в перспективе», — говорит эксперт. Он полагает, что предложение НСМ ничем не обосновано, поскольку мясо птицы много лет росло в цене меньше, чем уровень продовольственной инфляции, а в пандемию производство и вовсе стагнировало. «Это письмо — яркий пример безответственного поведения отраслевых союзов в интересах отдельных членов, за которым нет серьезного рыночного анализа, — говорит Сергей Юшин. — К тому же производство колбасных изделий по-прежнему растет. Просто на рынке мясопереработки идет конкурентная борьба, мелкие закрываются, а крупные, стабильно развиваясь, ищут дополнительную выгоду через попытку влиять на производственную цепочку, что неприемлемо». А самим мясопереработчикам, по его мнению, следует договариваться с торговыми сетями, которые на готовую продукцию делают наценку в 100–120%, а на сырую тушку бройлера — почти никакую, поскольку та является трафикообразующим товаром. «Вот выторгуют у них наценку в 50 процентов хотя бы — и смогут всегда покупать в моменте дорожающее сырье», — говорит Сергей Юшин.