Недавно стало известно, что Минпромторг планирует объявить конкурс на заключение специнвестконтракта, который определит, какие компании будут производить в России «суверенную ветроэнергетическую установку (ВЭУ)». Инвестор должен выпускать в стране лопасти, гондолы и ступицы, а генераторы и системы управления — более технически сложные компоненты ВЭУ — по желанию.
Зачем это нужно?
За последние несколько лет в России худо-бедно была создана отрасль ветроэнергетики. С 2017 года было введено в эксплуатацию около 2,1 ГВт ветрогенерирующих мощностей. Выработка электроэнергии на ветроэлектростанциях (ВЭС) за тот же период выросла с чисто символических околонулевых значений до вполне ощутимых 5,5 млрд кВт⋅ч.
В масштабах страны и всей ее энергетики объемы ветроэнергетики остаются незначительными. Минэнерго России оценивает долю всех возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 1,8% установленных мощностей (по состоянию на 2022 год), а в структуре выработки электроэнергии вообще всего в 0,6%. Британский Energy Institute оценивают вклад ВИЭ в России всего в 0,5% совокупной генерации по итогам 2022 года, но темпы роста ветрогенерации, особенно в ряде южных регионов страны с хорошим ветропотенциалом (Адыгея, Ростовская область, Ставропольский край), до начала СВО были весьма впечатляющими.