Оценка совокупной стоимости «зеленых» проектов содержится в отчете об устойчивом развитии ВЭБ.РФ за 2022 год (есть в распоряжении «Эксперта»). Согласно этому документу, самым крупным по объему станет блок проектов городской экономики (7 трлн рублей). Еще порядка 5,5 трлн потребуют проекты низкоуглеродной энергетики, а более 4 трлн рублей придется на проекты высокотехнологичных производств.
ВЭБ.РФ здесь выступает сразу в нескольких ипостасях: работает и в команде Минэкономразвития по формированию нормативной базы, и вместе с банками-партнерами в многочисленных проектах городской экономики — от трамвайных и автобусных концессий до строительства современных школ на основе ГЧП. Фокус на внутристрановом ESG c практическими эффектами для качества жизни людей эксперты считают оправданным. А с учетом запроса государства и потребностей экономики в перспективе они прогнозируют значительный рост объема проектов, направленных на достижение технологического суверенитета.
Как подчеркивает первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко, ESG-повестка госкорпорации развития ориентирована внутрь страны, на реальное улучшение качества жизни людей, а не на внешний контур. «Наша стратегия никогда не формировалась внешними факторами (введением трансграничного углеродного сбора и требованиями западных инвесторов в области раскрытий и политик). И для нас ESG никогда не был фраком для светских раутов, который ты надеваешь для выхода в чуждую тебе социальную среду. У нас прагматичный и практичный подход к ESG. Он позволяет реализовывать важнейшие для страны, людей и бизнеса проекты», — говорит Мирошниченко.
Важно, что следование принципам «зеленого» и ответственного инвестирования далеко не всегда означает удорожание проектов. «Мы финансируем солнечные электростанции не потому, что это модно, а потому, что в некоторых энергосистемах по ним достигается ценовой паритет и киловатт-час электричества такой же дешевый, как от генерации на газе. И обновление трамвайных систем по всей России идет не потому, что трамвай не ездит на ископаемом топливе. А потому, что это комфортный, безопасный и экологичный способ добраться до любой точки города за сорок пять минут», — отмечает Мирошниченко.